так как человек ставит цель выйти из- под их влияния.
Бхакти, однако, означает удовлетворять Господа, выражая Ему свою любовь. Для этого нужно мягкое сердце, которое легко приходит в волнение от имени Господа, Его формы, качеств и деяний. Гйана и ваирагйа не благоприятны для преданного служения, потому что эти пути превращают сердце человека в жесткое сердце стоика.
Чтобы подтвердить это, Шрила Рупа Госвами цитирует «Шримад-Бхагаватам» (11.20.31) (см. НП, стр. 149).
Хотя методы гйаны и ваирагйи не способствуют развитию бхакти, такие качества как знание {гйана) и отречение {ваирагйа), необходимы для прогресса в преданности. Без знания и отречения человек останется привязанным к материальному телу и будет стремиться действовать ради этого тела, а не для удовлетворения Кришны.
Хотя отречение может сделать сердце жестким и непригодным для преданного служения, тем не менее, оно необходимо, чтобы достичь состояния отсутствия посторонних желаний,
См. пятую главу этой книги. Один из ее разделов посвящен подобной теме - связи варнашрамы и садхана-бхакти.
64
которое должно быть при выполнении чистого преданного служения. А возможно ли вообще обрести отречение не ожесточая сердце?
Йукта-ваирагйа
В ответ Шрила Рула Госвами приводит стихи из 11-й Песни ШБ (11.20.32-33), чтобы показать, что отречение и знание приходят сами по себе вместе с бхакти. А затем следует его знаменитый стих, посвященный йукта-ваирагйе:
анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе
йуктам-ваирагйам учйате
«Любую вещь нужно использовать в служении Кришне, но никак не для наслаждения собственных чувств. Когда человек принимает что-то без привязанности, поскольку это связано с Кришной, такое отречение называется йукта-ваирагйа» (ЧЧ, Мадхья 16.238)
Йукта-ваирагйа означает принимать только то, что можно использовать в служении Кришне и отвергать все остальное. Это сбалансированный метод отречения, с помощью которого преданный обретает качества знания и отречения, не практикуя отдельно гйану и ваирагйу, ожесточающие сердце.
На этом пути эмоции человека все еще задействованы. Таким образом, от них не нужно отказываться, но все эмоции и деятельность преданного в процессе йукта-ваирагйи сосредоточены исключительно на Кришне, и поэтому, они эффективно выводят его из сферы мирской деятельности и привязывают к Кришне. Пхалгу-ваирагйа
Далее Шрила Рула Госвами объясняет, что отказ от чего-то, что можно использовать в служении Кришне, называется пхалгу-ваирагйа - ложное отречение. Такое отречение препятствует развитию бхакти.
Богатство и последователи
Выполнение преданного служения посредством богатства или через последователей не относится к садхана-бхакти.
Богатый человек может дать большое пожертвование на строительство огромного храма. Несомненно, это относится к бхакти. Однако, такой человек не должен думать, что та деятельность, которая впоследствии будет выполняться в этом храме (поклонение Божеству, предложение прасада и т.д.) будет считаться его преданным служением. Если у него есть такое неправильное представление, то его стремление вьшолнять преданное служение может ослабнуть.
Аналогично, когда духовный учитель обучает своих воспитанников поклоняться Божествам, - это, конечно, относится к бхакти. Однако поклонение, которое они затем станут совершать, будет не его, а их собственным преданным служением. Если он не понимает этого, его духовные побуждения также могут уменьшиться.
Шрила Прабхупада пишет: «...бывает так, что человек объявляет себя духовным учителем, не имея на то должных оснований. Таким «духовным учителем» может овладеть стремление к наживе или увеличению числа учеников. Это свидетельствует о том, что его
БРС 1.2.255
65
преданное служение находится не на очень высоком уровне. Преданное служение человека, увлекающегося такими достижениями, страдает» (НП, стр. 151).
Йама
Йама (подчинение желаний) включает в себя ахимсу (ненасилие), брахмачарйу (целибат), сатйам (правдивость) и т.п. Эти ограничения не относятся к садхана-бхакти потому, что они не способствуют проявлению преданности в сердце человека. Наоборот, сама практика преданного служения приводит к их проявлению.
Шрила Прабхупада поясняет: «Вегетарианец совсем необязательно является преданным или соблюдает принцип непричинения вреда живому. Но для преданного соблюдение принципов и вегетарианства, и ненасилия само собой разумеется. Из этого следует, что ни вегетарианство, ни непричинение вреда живому, сами по себе, еще не приводят к преданности» (НП, стр. 152).
В подтверждение этого Шрила Рупа Госвами рассказывает об охотнике, который стал великим преданным.
Эканга и анеканга
Завершая описание ваидхи-садхана-бхакти, Шрила Рупа Госвами объясняет, что преданное служение можно выполнять либо, сосредотачиваясь, в основном, на одном виде служения (эканга), либо уделяя равное внимание им всем (анеканга).
Другая терминология
Некоторые авторитетные учителя наряду с названием ваидхи-садхана бхакти используют термин марйада-марг. «Шрила Рупа Госвами говорит, что сведущие люди иногда называют регулирующие принципы преданного служения служением Господу с роскошью и пышностью» (НП, стр. 154).
Глава 15
Спонтанное преданное служение
БРС 1.2.270-287
Во Второй волне Восточного океана рассматривается садхана-бхакти, которая подразделяется на ваидхи и раганугу. Ваидхи-садхана описывалась в главах со второй по четырнадцатую. А в пятнадцатой и шестнадцатой объясняется рагануга-садхана.
РАГАТМИКА-БХАКТИ
Рагануга-садхана - это практика преданного служения, в процессе которой взращивается настроение спутников Кришны во Вриндаване. Следовательно, прежде чем рассматривать ее, нам нужно получить представление о настроениях преданности, проявленных у вечных жителей Вриндавана.
В «Нектаре преданности» отношение к Кришне жителей Вриндавана названо раганугой (см, НП, стр. 155). Однако, в Чайтанья-Чаритамрите Шрила Прабхупада непосредственно переводит соответствующий текст из «Бхакти-расамрита-синдху», и там проявлен правильный термин для обозначения их преданности - рагатмика.47
Из фонетического сходства между словами «рагануга» и «рагатмика» становится понятным, что эта очевидная ошибка была допущена тем, кто транскрибировал аудиозаписи Шрилы Прабхупады.
66
Рагатмика-бхакта является олицетворением спонтанной любви к Кришне,