враждебные эмоции по отношению к Кришне.50 Например, царь Вена также ненавидел Бога, но, в отличие от Камсы и Шишупалы, его мысли не были сосредоточены на Господе. Таким образом, его ненависть к Богу только помогла ему скорее отправиться в ад.
Итак, отсюда можно заключить, что Нарада не советует нам ненавидеть или бояться Бога. Он рекомендует полное погружение в мысли о Господе, даже, если это и вызвано ненавистью или страхом.
Категории рагатмика-бхакти
Приведенный выше стих служит подтверждением правильности разделения Шрилой Рупой Госвами рагатмика-бхакти на две категории: камарупа и самбандхарупа.
Нарада упоминает в нем шесть различных настроений спонтанной эмоциональной привязанности к Господу: (1) вожделение гопи (гопйах камат);
(2) страх Камсы {бхайат камсах); (3) зависть Шишупалы и других царей Чайдьи {двешач чаидйадайо); (4) родственные отношения Вришни или Ядавов {самбандхат вришнайах); (5) привязанность Пандавов {снехат йуйам); (б) преданное служение Нарады {бхактйа вайа
Шрила Прабхупада пересказывает этот текст в «Нектаре преданности», стр. 155-156.
В определении уттама-бхакти слово анукулйена исключает какие-либо враждебные эмоции по отношению к Кришне из понятия чистого преданного служения.
51 «Так или иначе, человек должен очень серьезно думать о форме Кришны. Тогда, с помощью одного из пяти процессов, упомянутых выше, он сможет вернуться домой, назад к Богу. Однако, атеисты, подобные царю Вене, будучи не в состоянии воспользоваться ни одним из этих пяти способов размышления о Кришне, не смогут достичь спасения. Следовательно, человек должен, так или иначе, думать о Кришне либо как о своем друге, либо как о враге». ( «Шримад-Бхагаватам» 7.1.32)
69
Страх и зависть
Очевидно, что страх и зависть не являются истинными формами спонтанной преданности. Шрила Прабхупада пишет об этом: «Привязанность к Кришне Камсы (из страха) и Шишупалы (из зависти) нельзя считать преданным служением в силу их негативного отношения к Нему» (НП, стр. 156).
Преданное служение Нарады
В данном стихе привязанность Нарады к Кришне выражается словом бхактйа. Как объясняет Джива Госвами, из грамматической формы, в которой употреблено здесь это санскритское слово, следует, что преданное служение Нарады мотивировано чувством долга. Следовательно, это - ваидхи-бхакти, и такое служение нельзя считать истинной формой рагатмика-бхакти (БРС 1.2.274 и 275).
Привязанность
Привязанность к Кришне Пандавов может быть, а может не быть рагатмика-бхакти, в зависимости от того, смешана ли она с почтением и благоговением. Обычно, к ней прибавляется настроение благоговения, которое привносит элементы формального этикета, препятствующие рагатмика-бхакти. Однако, когда это благоговение в какой-то момент убывает, их привязанность можно отнести к рагатмика-бхакти. Шрила Прабхупада объясняет: «Далее он анализирует отношение Ядавов к Кришне: в тех случаях, когда оно основывается на дружбе, его можно отнести к спонтанной любви, если же оно строится на регулирующих принципах, то нет» (НП, стр. 156).
Вожделение и родственные отношения
В категорию рагатмика-бхакти не были включены четыре из шести видов привязанности - страх, зависть, почтительная любовь и покорная преданность. Истинными формами рагатмика-бхакти являются только два оставшиеся - вожделение (камарупа) и родственные отношения (самбандхарупа). Таким образом, данный анализ служит подтверждением разделения рагатмика-бхакти на две категории, сделанного Шрилой Рулой Госвами.
«Они достигли одной цели»
Этот стих из «Шримад-Бхагаватам» указывает на то, что Камса, Шишупала, Яду, гопи... - все они достигли одной и той же цели жизни. Как же Господь мог наградить Своих преданных точно так же, как и Своих врагов?
Чтобы развеять это сомнение, Шрила Рупа Госвами приводит аналогию с солнечным светом (Брахман) и с планетой Солнце (Бхагаван). И демоны, и преданные достигли одного назначения - Кришны. Однако, демоны обрели Его только в аспекте Брахмана, в то время как гопи достигли высшего проявления Кришны в аспекте Бхагавана.
В подтверждение того, что демоны обрели только имперсональное освобождение в Брахмане, Шрила Рупа Госвами использует цитаты из «Брахманда Пураны» и 10-й Песни «Шримад-Бхагаватам» (см. НП, стр. 158). Вывод
Существуют шесть основных методов сосредоточения ума на Кришне. И хотя все они приводят к освобождению, однако, только камарупа и самбандхарупа являются истинными формами рагатмика-бхакти.
Камарупа (чувственное влечение)
Кама (вожделение) - это жажда удовлетворять свои чувства. Есть два вида комы: материальная и духовная.
70
Материальной камой называют сильное стремление удовлетворять свои собственные чувства, а духовная кама - это жажда доставить удовольствие трансцендентным чувствам Кришны. Шрила Прабхупада пишет: «Это чувство... представляет собой страстное желание преданного служить Господу в определенном качестве» (НП, стр. 159).
Различие между мирской и трансцендентной камой
Любовный обмен между Кришной и гопи похож на объятия, танцы и т.д. У обусловленных душ это вызывает некоторые трудности в понимании.
Трудности в понимании
Обусловленная душа, естественным образом, склонна воспринимать все в соответствии со своим собственным опытом. И обычно такие любовные действия как танец и объятия в отношениях между юношей и девушкой являются признаком вожделения. Поэтому, когда человек слышит об играх Кришны и гопи, он неверно истолковывает все это через призму мирского вожделения.
Однако, преданный, до какой-то степени осознающий, что такое бхакти, видит эти игры такими, каковы они на самом деле: чистый обмен трансцендентной любовью. Он знает, что внутреннее побуждение гопи в корне отлично от желания мирских любовников, даже, если внешне их действия могут показаться похожими.
Материальное и духовное вожделение отличаются друг от друга так же, как железо от золота. В основе материального вожделения лежит