Вилутита - катание по земле
3. Шваса бхута - тяжелое дыхание 3. Тану-мотана - потягивание
4. Лока анапекшита - пренебрежение 4. Крошана - громкие крики
присутствием других людей 5. Атта хаса - громкий смех,
5. Лаласрава - пена во рту подобный смеху сумасшедшего
(«слюноотделение») 6. Гхурна - шатание («покачивание
6. Хункара — рев головы»)
7. Рактодгам - кровотечение 7. Хикка - икота («отрыжка»)
8. Утпхулла - опухание частей тела
Южный
Океан
Самапйа-бхагаеад-бхакти-раса — основные признаки трансцендентных рас
Третья волна Саттвика-бхаеа - непроизвольные проявления экстатической любви.
Глава 28 «Нектара преданности».
В «Нектаре Преданности» в разделе «Громкие крики» имеется ссылка нахункару: «...звуки флейты Кришны повергают в смятение Господа Шиву, отчего он начинает оглашать воздух такими громкими криками, что демоны терпят поражение, а сердца преданных переполняются радостью» (НП с.265).
113
X Л ЯВИ Zo
Экзистенциальная экстатическая любовь
БРС 2.3.1-96
«Экзистенциальная экстатическая любовь» - так Шрила Прабхупада переводит термг «саттвика-бхава». Здесь под саттвой имеется в виду не гуна благости, а шуддха-саттв внутренняя энергия Господа. Как объяснялось в Семнадцатой главе, когда преданнь: достигает уровня бхавы, шуддха-саттва нисходит в его сердце и пробуждает дремлющую нем любовь к Богу. Саттвика-бхавы - это признаки экстаза, источником которых являет< сама душа, обогащенная шуддха-саттвой.
Отличие саттвика-бхавы от анубхавы
Саттвика-бхаву можно тоже рассматривать как анубхаву, поскольку обе ов проявляются вследствие усиления привязанности преданного к Кришне. Однако, меж; ними имеется существенное отличие: анубхава подразумевает сознательное принят! решения выразить свой экстаз в какой-то форме, в то время как саттвика-бхае представляет собой непреднамеренное, непроизвольное проявление, идущее прямо с сознания, переполняемого духовной энергией.
В случае анубхавы, испытывая экстаз преданности, человек думает: «Станцую», - и «Сейчас буду петь», выражение эмоций происходит по его собственной воле, сознательно. саттвика-бхава проявляется непреднамеренно. Это происходит, когда усиливша привязанность преданного напрямую, минуя разум, вызывает такие непроизволы физические изменения тела, как оцепенение, вставшие дыбом волосы, испарина, слезы и т.д
Определение саттвика-бхавы
Саттвика-бхава - это непроизвольные физические изменения, проявляющиеся в тел когда сердце (читта) охвачено сильными эмоциями, относящимися к прямым ил косвенным расам. Вот как определяет ее Шрила Прабхупада: «Когда любовь к Кришне пр непосредственном общении с Ним или даже на некотором расстоянии от Него оказывае постоянное, сильное воздействие на преданного, такое состояние называв: экзистенциальной экстатической любовью» (НП с.268). Это определение включает в себя два важных момента:
(1) саттвика-бхава - чрезвычайно «сильная» анубхава; и
(2) саттвика-бхаву могут вызвать как эмоции, относящиеся к одному из пяти виде прямых взаимоотношений с Господом («при непосредственном общении с Ним»), тг и относящиеся к одному из семи видов косвенных отношений с Кришной («или дая на некотором расстоянии от Него»).
Три вида саттвика-бхавы
«Признаки проявления экзистенциальной экстатической любви бывают трех видо влажные, обожженные и иссушенные» (НП с.268).
1) Снигдха, «влажные», - это признаки экстаза у любящих Кришну преданных, вызванные эмоциями, относящимися к прямым или косвенным расам.
2) Дигдха, «обожженные», - это признаки экстаза у любящих Кришну преданных, которые не были вызваны прямыми или косвенными расами.
114
3) Рукша, «иссушенные», - это признаки экстаза, наблюдаемые порой у тех, кто не обладает кришна-рати.
Виды саттвика-бхавы
саттвика-бхава
снигдха дигдха
мукхйа агуиа
первичная вторичная
Снигдха-саттвика-бхава - влажный экзистенциальный экстаз
Снигдха-саттвика-бхава («влажный экзистенциальный экстаз») бывает двух видов: (1) мукхйа-снигдха - прямой влажный; и (2) гауна-снигдха - косвенный влажный. Мукхйа- снигдха имеет место, когда ум переполняется эмоциями, порожденными прямыми расами (нейтральная, служения и т.п.). Гауна-снигдха проявляется, когда ум переполняется эмоциями, вызванными косвенными расад-ш (смех, изумление и т.п.). Мукхйа-снигдха - прямой влажный
«Радхарани делала гирлянду из цветов кунда, но, услышав звук флейты Кришны, тотчас прекратила свою работу» (НП с.268).
Слова «прекратила свою работу» указывают на саттвика-бхаву, называемую стамбхой (оцепенение). Этот признак экстаза вызван флейтой, являющейся уддипаной в прямой расе, мадхурйа-рати. Поэтому экстаз Радхарани относится к мукхйа-снигдха (прямому влажному) типу саттвика-бхавы, поскольку он проявился под воздействием эмоций, порожденных одной из прямых рас.
Гауна-снигдха — косвенный влажный
Шри Рупа Госвами описывает, как мама Яшода неистово бранила Нанду Махараджу, когда он отправил Кришну в Матхуру. В великом гневе она выговаривала мужу так страстно, что ее голос начал дрожать.
Дрожание голоса - это саттвика-бхава, которую называют термином сварабхеда. Этот признак экстаза был вызван эмоциями, относящимися к одной из семи косвенных рас (кродха, гнев). Поэтому данное проявление экстаза матери Яшоды является примером саттвика-бхавы категории гауна-снигдха.
Обожженный экзистенциональный экстаз - дигдха-саттвика-бхава
Обожженный экзистенциальный экстаз (дигдха) - это признаки экстаза, проявляемые любящими Кришну преданными, которые не были вызваны ни прямыми, ни косвенными расами.
Например, однажды, когда ночь уже приближалась к концу, Шри Яшода увидела во сне Путану, ужасную демоницу, лежащую на земле. Увидев ее, Яшода проснулась, вся дрожа. В большом волнении она бросилась искать своего сына, Шри Кришну (см. НП с.268).
15 Буквальный перевод с санскрита: снигдха - маслянистый, нежный, любящий («влажный»); дигдха - испачканный («обожженный»); рукша — высохший.
----1
рукша
115
Известно, что страх в отношениях с Кришной относится к косвенным расам. Однакс данном случае страх Яшоды не бьш связан ни с Путаной, ни с Кришной. Таким образом, ( нельзя отнести к косвенной расе. И все же, поскольку любовь мамы Яшоды к Кришне i необычайно глубока, любые ее эмоции, так или иначе, всегда связаны с Кришной. Поэто страх, вначале возникший из-за Путаны, немедленно повлиял на ее нежную