проявляющийся при усилении привязанности к Кришне, ; саттвика-бхава - это непроизвольный признак экстаза, проявляющийся независимо от вол] или разума преданного в тот момент, когда шуддха-саттва приводит сердце преданного ] состояние чрезвычайно сильного возбуждения.
Как пишет Шрила Прабхупада: «Самым важным из многих проявлений экстаза являете; симптом оцепенения» (НП с.274). Таким образом, стамбха («оцепенение») и друга саттвика-бхавы - это необыкновенно «важные» или интенсивные признаки экстаза, и эт< то, что отличает их от анубхав.
Различная интенсивность саттвика-бхавы
Если эмоции, испытываемые по отношению к Кришне, не сильны, то ум окажется по^ воздействием лишь саттвы (трансцендентного экстаза) невысокого уровня. Этот не очен] сильно взволнованный ум будет достаточно мягко возбуждать жизненный воздух, который, i свою очередь, лишь слегка потревожит различные элементы тела, приводя, таким образом, ] слабому проявлению саттвика-бхавы.
Если ум преданного переполняют сильные эмоции, связанные с Кришной, тако< возбуждение ума будет передаваться жизненному воздуху, который будет замети* беспокоить элементы тела, что приведет к интенсивным проявлениям саттвика-бхавы Отсюда ясно, что саттвика-бхавы могут проявляться с разной интенсивностью.
18 Причиной как анубхавы, так и саттвика-бхавы является шуддха-саттва. Но в случае саттвика-бхавы шуддха-саттва непосредственно вызывает проявление признака экстаза, а в случае анубхавы косвенно: признак экстаза проявляется в преданном при посредстве его собственной воли.
118
Шрила Прабхупада пишет: «Степень оцепенения определяет, насколько возбуждена жизненная сила в теле, что, в свою очередь, иногда сказывается на других признаках экстатической любви»19 (НП с.274).
Четыре категории интенсивности
«Трансцендентные признаки экстаза развиваются постепенно, и в зависимости от степени развития их называют либо тлеющими, либо пьшающими, либо сияющими. ...Состояние, в котором различные признаки проявляются очень сильно, можно назвать ярчайшим» (НП с. 275-276). Таким образом, существует четыре степени интенсивности:
1) дхумаита - «тлеющая»,
2) джвалита - яркая («палящая»),
3) дипта - пылающая («сияющая»),
4) уддипта - ярко пылающая («ярчайшая»).
Критерии определения категории интенсивности
Имеется три критерия помогающие определить, к какой из перечисленных четырех категорий нужно отнести тот или иной признак экстаза: (1) продолжительность, - например, трепет тела может пройти быстро, а может продолжаться в течение долгого времени; (2) степень охвата, - к примеру, дрожь только в руках или во всем теле; (3) интенсивность, - например, будет ли дрожь в руках или в теле легкой или основательной.
Шрила Прабхупада пишет: «На каждой из этих ступеней человек может находиться много-много лет. Разные признаки распространяются на разные части тела» (НП с.275). Слова «много-много лет» указывают на первый критерий (продолжительность); а фраза «распространяются на разные части тела» - на второй (степень охвата).
Исключения
Такие симптомы экстаза, как дрожание голоса и плач локализованы уже по самой своей природе. Дрожание голоса происходит только в горле, а слезы могут течь только из глаз. Поэтому, интенсивность этих экстатических признаков невозможно оценивать по тому, насколько широко они проявляются в теле. В таком случае есть необходимость заменить этот критерий другим.
Для плача критерием охвата служит то, до какой степени глаза припухли и затуманены. Шрила Прабхупада говорит об этом: «Из-за слез глаза иногда вспухают и бледнеют, а хрусталики глаз меняют фокус» (НП с.275).
В случае же дрожания голоса критерием охвата служит степень изменений, происхо- дящих с горлом. Как объясняет Шрила Прабхупада: «Дрожь в голосе в некоторых случаях может вызывать спазм горла и приводить человека в крайнее беспокойство» (НП с.275).
Описание четырех категорий интенсивности
Дхумайита, тлеющая
Такой признак экстаза проявлен очень слабо и потому может быть скрыт. Шрила Прабхупада объясняет: «На стадии тлеющего проявления экстаза эти признаки могут не проявляться внешне» (НП с.275).
Использованное в данном отрывке слово «оцепенение» не относится к одной из саттвика-бхав, называемой стамбха. Слова «степень оцепенения» указывают здесь на интенсивность саттвы (экстатических эмоций), захватившей ум.
119
Пример с Гаргамуни иллюстрирует это (см. НП с.275).
Джвалита, яркая
Два или три признака экстаза проявляются одновременно, и скрыть их трудно. «Когда проявляется сразу несколько признаков экстаза, такое состояние называется палящим» (НП с.275).
Следующий пример служит хорошей иллюстрацией увеличения числа признаков экстаза на уровне джвалиты: «...Один из друзей Кришны как-то сказал Ему: «Дорогой друг, как только я услышал доносившиеся из леса звуки Твоей флейты, мои руки опустились, а глаза затуманились слезами, так что я даже не смог разглядеть Твоего павлиньего пера. Мои бедра сковало, так что я был не в состоянии пошевелить ими. Мой дорогой друг, приходится признать, что звуки Твоей трансцендентной флейты могут творить чудеса» (НП с.275-6).
А вот пример того, как трудно скрыть экстатические признаки категории джвалита. Одна гопи обратилась к подруге: «Дорогая подруга, услышав звуки флейты Кришны, я попыталась как-нибудь избежать последствий, которые они могут вызвать, но не смогла сдержать дрожи, охватившей мое тело, и потому всем моим подругам, находившимся в это время в доме, нетрудно было заметить мою привязанность к Кришне» (НП с.276).
Дипта, пылающая
Это состояние характеризуется тем, что одновременно проявляются четыре-пять экстатических признаков и их невозможно скрыть. «Когда признаки экстаза невозможно сдержать и одновременно проявляется четыре-пять их разновидностей, такую ступень экстатической любви называют сияющей» (НП с.276).
Здесь Шрила Рула Госвами приводит два примера - Нарады и Шримати Радхарани. Вот что говорили подруги Шримати Радхарани во втором примере: «Дорогая подруга, Ты винишь цветы в том, что своим благоуханием они вызывают у Тебя