в этом году приложу все усилия, чтобы встретиться с как можно большим количеством своих духовных братьев. Поэтому я решил, что мне представилась для этого хорошая возможность, и кроме того, из заявления Госдепартамента было ясно, что нападения происходят в основном за пределами долины Катманду. Я обратился в одно туристическое агенство Катманду с хорошей репутацией, и там мне сказали, что после опубликования этого заявления проблем стало меньше и некоторые иностранцы даже возобновили походы в горы. Я покинул Дели с большим количеством багажа, все еще надеясь сходить к Кали Гандхаки
с Бимала Прасадом.
Однако эта надежда погасла, когда я сел в самолет рейсом Дели-Катманду и обнаружил, что салон наполовину пустой - и ни одного западного туриста. В Катманду я быстро прошел через паспортный и таможенный контроль и встретился с Бималом Прасадом возле аэровокзала. После того как мы обнялись и предложили друг другу поклоны, я заговорил о возможности пойти в поход к Кали Гандхаки.
Бимал Прасад сразу посерьезнел:
- Махараджа, как раз сегодня я встретился с одной австралийской девушкой, которая хотела поехать по планируемому нами маршруту. Она находилась в одном глухом месте, в четырех часах от Покхары, и пыталась словить такси, чтобы добраться до места; остановилась машина и водитель спросил, не подвезти ли ее. Она отказалась и он поехал дальше. Через 30 метров в окно этой машины забросили гранату. Взрывом уничтожило и машину, и водителя.
- Да, это разрушает последнюю надежду пойти в поход на реку, - согласился я.
Бимал добавил:
- Вдобавок, партизаны по-прежнему грабят доверчивых путешественников и все еще стреляют во всех, кто появляется в русле реки (где находят шалаграма-шилы), опасаясь, что это люди правительства.
- Да, Бимал, похоже, следующие два дня в Катманду буду очень интересными! - сказал я.
Этот день мы с Бималом посвятили чтению и воспеванию, а также воспоминаниям о нашем служении в Южной Африке, много лет назад. На следующий день, перед моим возвращением в Дели, мы съездили в Пашупати, храм Господа Шивы на окраине Катманду. Также мы заехали к одному непальцу, с которым познакомились во время прошлого визита в Пашупати. В его доме выяснилось, что мое путешествие в Катманду не было напрасным - он подарил мне красивое серебряное ожерелье с 54 маленькими круглыми шалаграма-шилами. Это был необыкновенный подарок,
который ценишь до конца жизни.
На обратном пути в Дели, в самолете, меня приятно удивили, предложив место в бизнес-классе. Рядом со мной сидела пожилая леди, начавшая разговор сразу после того, как самолет оторвался от земли.
- Вы йог? - спросила она.
- Эээ, да, я йог, - ответил я. - Я практикую бхакти-йогу - вид йоги, предназначенный для пробуждения нашей любви к Богу.
- Очень интересно. Вы живете в Непале?
- Нет.
- А где?
Я немного подумал и потом со смехом ответил:
- Вообще-то я не живу нигде. У меня нет дома.
- Нет дома! - изумилась она. - А как насчет семьи?
Не желая погружаться в мирские разговоры, я решил узнать, не интересуется ли она духовной жизнью. Я процитировал самый первый в моей жизни санскритский стих, который когда-то Вишнуджана Махарадж записал и оставил в моей квартире; где в то время я жил со своей женой, как раз перед тем как мы присоединились к движению сознания Кришны. Этот стих оказал на меня большое влияние и впоследствии во многом определил мою жизнь:
найкатра прия самвасах
сухридам читра карманам
огхена вьюхьямананам
плаванам шротасо ятха
“Множество палок и щепок плавают на воде; они никогда не остаются
рядом надолго, их всегда уносит речным течением. Подобно им, люди не
могут оставаться вместе со своими близкими друзьями и членами семьи
навсегда, и причиной тому наши многочисленные прошлые поступки и бег
времени”. [Шримад Бхагаватам 10.5.25]
Я ждал ее ответа, надеясь, что наш разговор переключится на духовные темы, и она ответила:
- Я понимаю, о чем вы говорите. Мне 72 года, и я единственный оставшийся в живых член моей семьи.
- Вы живете в Непале? - повторил я её же вопрос. И услышал удивительный ответ:
- Нет, я из Колумбии. У меня тоже нет дома. Последние 10 лет я путешествую! Я ищу чего-то. - Она сделала паузу, посмотрела на меня и добавила, - Но не знаю, что именно.
Пробил мой час; я немедленно начал объяснять ей основы философии сознания Кришны. Она слушала так внимательно, что я проговорил почти все полтора часа полета. Когда самолет коснулся земли, она положила свою руку на мою и сказала:
- Можно, мы с вами будем переписываться?
- Да, конечно, - ответил я. - Но ни у вас, ни у меня нет места, которое можно было бы назвать домом. Как же мы будем переписываться?
- По Интернету! Может быть, я и старая, но не отсталая! - заявила она. Обменявшись электронными адресами, мы расстались, но встретились опять в очереди за паспортным контролем.
- Вы много путешествуете? - спросила она.
Желая произвести на нее впечатление, я с коротким смешком протянул ей свой паспорт, покрытый штампами с визами стран всех уголков мира.
Она улыбнулась и сказала:
- Смеется тот, кто смеется последним, взгляните-ка· - и показала мне свой паспорт, вдвое толще моего и тоже