Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 54 ------

Индрадьумна Свами - Дневник странствующего проповедника (том 5) - Страница 54

Встал вопрос охраны, и, учитывая предыдущий опыт, мы решили, что охрана должна быть усилена. Но эти затраты не были предусмотрены бюджетом, поэтому я вызвался поехать собирать средства в течение семи дней перед первым летним фестивалем.

Вечером Нандини даси связалась с нашим агентом из бюро путешествий в Варшаве: "Пожалуйста, забронируйте место до Дубаи, Дурбана или Лондона", - попросила она.

"Необычная просьба", - ответил агент, - "В какой именно город он собирается лететь?"

"Это неважно", - сказала Нандини. - "Подойдёт любой из них".

На следующее утро Нандини пришла ко мне:  "Звонили из бюро путешествий. Сейчас начало лета, и билеты на все рейсы выкупают за недели. Наш агент очень сожалеет, но единственное, что она может предложить на Среднем Востоке, это Баку в Азербайджане".

"Азербайджан?" - спросил я. - "Это всё, что доступно?"

"Да", - ответила она. - "Это всё, что осталось на сегодняшний день".

Я задумался. "Конечно, там я не смогу собрать средств", - подумал я, - "но зато, смогу навестить своих бакинских учеников".

И тут я понял, что не был там уже семь лет.

"Хорошо", - сказал я. - "Баку подходит".

На следующий день я вылетел из Варшавы в Баку. Когда самолёт набрал высоту, я стал думать об утерянных предметах для поклонения Божествам. "Какая потеря!" - думал я. - "Какая утрата!"

Эти атрибуты десятилетиями были моими постоянными спутниками в служении Господу. Каждая из них, даже незначительная с виду, в действительности достойна поклонения.

"Он поспешно сшил из ткани небольшой мешочек в качестве храма для своего Божества. Этот маленький мешочек сиял  божественным светом. Локанатха Госвами повесил его на шею и носил с собой Радхавиноду, куда бы ни отправился".  [Бхакти-ратнакара, Нарахари Чакраварти, глава 1, стихи 337-338]

Я вздохнул. Эта утрата останется со мной до конца моих дней.

Мой рейс приземлился в Баку ранним утром следующего дня.

Азербайджан граничит с Россией, Грузией, Арменией, Ираном и Каспийским морем. Очистка нефти является основным промыслом страны. Баку - порт на западном побережье Каспийского моря - расположен недалеко от главных нефтяных залежей.

Когда мы приземлились, охраны в аэропорту было больше, чем обычно, и она была наготове. Технически, Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией из-за Карабаха, большого участка земли к югу от Баку, на который претендуют обе страны. Несмотря на прекращение огня, ежедневно происходят вооружённые столкновения, в которых погибают солдаты обеих сторон. Мужчинам призывного возраста запрещён выезд за рубеж, поэтому на выходе из аэропорта меня ждало множество учеников, которые не видели меня с моего прошлого визита в 1997-ом

Выйдя из аэропорта, я был накрыт волной раскалённого воздуха пустыни и полным энтузиазма киртаном. В Азербайджан приезжает очень немного старших проповедников, поэтому преданные были особенно рады меня видеть.

Я тоже был счастлив видеть их. Я всегда вижу, что преданные, живущие под давлением правительства или в бедных странах, особенно ценят сознание Кришны. Их киртаны дольше и сладостней, а вопросы после лекций глубже и больше направлены на решение жизненных проблем.

По дороге в храм, я спросил преданных, что изменилось в стране с моего прошлого приезда. И был удивлён, услышав, что правительство закрыло в стране большинство духовных организаций, оставив только 20 из 350. Мы оказались в числе этих 20 разрешённых и официально признанных истинными религий. Я счёл это совершенным успехом в мусульманской стране.

Но, несмотря на официальное признание, преданным разрешают практику и проповедь сознания Кришны только в столице, в Баку, но не в других городах и провинциях. А службы можно проводить только в помещениях храма.

"То есть, это значит, что нет Харинам?" - спросил я. - "Нет Ратха-йатр и программ в залах города?"

"Да, Махараджа", - ответили они.

"А как же вы проповедуете?" - спросил я. - "Как приходят новые преданные?"

"Нам разрешают распространять книги на улицах, - ответил один из преданных.

"Да", - сказал другой. - "Они не считают это эффективным способом развития нашего движения".

Я улыбнулся и подумал об известном письме Шрилы Прабхупады к Тамала Кришне Госвами.

"Что касается санкиртаны и распространения книг, нужно продолжать и то и другое, но распространение книг более важно. Это брихат киртан. В токийском аэропорту ко мне подошёл юноша и спросил, может ли он поговорить со мной. Я согласился, и он спросил меня: "Свамиджи, откуда Вы взяли всё это знание, изложенное в Ваших книгах?". Конечно, это знания Кришны, не мои, но таков эффект. Поэтому, для более широкого развития киртана распространение книг лучше. Распространение книг - тоже киртан".   [Письмо, 23 октября 1974]

Когда мы приехали в храм, там собралось много преданных, ожидавших нас за воротами (они и на дюйм не выходили за порог строения). Шёл громкий полный энтузиазма киртан. Соседи выглядывали из своих окон, а несколько детей бежало перед нашей машиной, выкрикивая "Кришна! Кришна!" Небольшие кучки усатых мужчин с удивлением наблюдали за моим прибытием, перебирая в руках мусульманские чётки для молитвы.

Выйдя из машины, я услышал, как громкоговорители на ближайшей мечети призывают верующих к

Навигация:

Страница 56
Страница 55
-- Страница 54 --
Страница 53
Страница 52