Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 56 ------

Индрадьумна Свами - Дневник странствующего проповедника (том 5) - Страница 56

суровые аскезы.

Азербайджанское правительство решило поощрять интерес туристов и недавно установило во многих комнатах диорамы, изображающие йогов, совершающих аскезы. В одной комнате есть диорама йога, лежащего на глыбе известняка, который сильно раздражает кожу. В другой - йог, стоящий в тяжёлых цепях. Поясняющая табличка говорит, что он дал обет никогда не садиться. В другой комнате аскет решил поститься до самой смерти, медитируя на священный огонь.

Конечно, такие аскезы ничего не значат по сравнению с бхакти-йогой, которая предназначена для пробуждения любви к Богу через преданное служение, но вид древнего места поклонения, где садху пытались развить отречение от этого мира рождения и смерти, зачаровывал.

В одной из комнат находится журнал с именами сотен посетителей, побывавших в этом месте за многие века:

1671 Стрейс, голландский моряк; 1733 Лерх, немецкий путешественник; 1743 Гэнви Джонас, английский торговец; 1780 Рейнегс, русский учёный; 1825 Кеппель, немецкий путешественник; 1879 Доновон, английский путешественник; 1903 Джоксон, американский учёный.

Была и книга с отзывами других людей, посетивших это древнее сооружение:

"Возле колодца можно было видеть вулкан, извергающий пламя  через восемь или десять устий. Это место называю "Атешгах", что означает "дом огней". Даже в наши дни его чтут индусы и хербы. Они приходят сюда поклониться из разных мест и бросают серебряные и золотые монеты. Даже содержат двух дервишей, чтобы охранять этот священный огонь".   [Виллот, французский миссионер и путешественник, 1689]

"Здесь, около огня, некоторые готовили для поселения Сроганны атес-гава, названного так в честь огня. Другие варили известь. Потомки древнего персидского рода, новообращённые индусы, и огнепоклонники спокойно сидели вокруг стены, молились, глядя на пламя, сильной струёй выбивавшееся из земли, и совершали поклонение. [Кемпер, немецкий путешественник, 1683]

"Расположенный в южной части России, город Баку представляет множество диковин, достойных полного и глубокого внимания посетителей любого толка. Но, вне всяких сомнений, неугасимый огонь является уникальным феноменом, привлекающим взгляды путешественников".    [И. Берджозин, русский путешественник, 1842]

Когда наш гид, девушка в возрасте около двадцати, повела нас на экскурсию, я заметил, что двери были очень низки. Я повернулся к переводчику: "Почему здесь такие низкие двери?" - спросил я . - "Спроси гида, значит ли это, что жрецы были маленького роста?"

"О, нет", - ответила гид через переводчика. - "Это был способ заставить людей склониться в почтении, когда они приходили поклониться священным огням, пылающим из земли. Они занимались практикой, чтобы стать святыми".

"Но Шрила Прабхупада был святым наших дней", - продолжала она.

Мы все удивлённо переглянулись.

"Он научил людей всего мира, как с помощью простого метода полюбить Бога", - сказала она.

"Она знает о Шриле Прабхупаде?" - спросил я переводчика.

Он кратко переговорил с ней и повернулся ко мне: "Она говорит, что никогда не встречалась с ним, но надеется однажды увидеться. Она знает всё о его миссии в Америке в 60-х. И спрашивает, приедет ли он в Азербайджан".

Мои глаза наполнились слезами. Здесь, в этом заброшенном уголке мира, кто-то с такой верой говорит и вопрошает о моём духовном учителе.

Я помолчал. "Мне очень жаль, но он оставил этот мир много лет назад".

Она опустила взор, заметно огорчённая: "Такие святые очень редки в этом мире", - сказала она.

"Да, это так", - сказал я, оценив этот факт больше через её реализацию, чем через свою.

"Как вы узнали о моём духовном учителе?" - спросил я.

"В прошлом году я купила книгу о нём у одного из ваших членов на улице Баку", - сказала она через переводчика. - "Из этой книги я узнала достаточно, чтобы уважать его".

"Слава распространению книг!" - сказал я про себя.

Вся эта беседа отвлекла мои мысли от храма, и я продолжил задавать вопросы о Храме Огня.

Гид указала на пламя, горевшее в главном зале, посредине строения. Основной храм был простым, но впечатляющим сооружением. На вершине находился трезубец наподобие тех, что носят поклоняющиеся Господу Шиве.

Неподалёку, в небольшом помещении, пылал ещё один факел. Наш гид пояснила, что когда йоги оставляли этот мир, здесь их кремировали, а пепел отвозили в Индию и опускали в святую Гангу.

"Что меня удивляет", - сказал я, - "так это то, что огонь продолжает гореть вот уже тысячи лет".

"Сейчас огонь поддерживается газом, подаваемым сюда по трубам", - сказала она. - "В 1883-м неподалёку отсюда начали бурить первые нефтяные скважины. В результате этого природный газ, находившийся у поверхности земли, вышел, и вскоре все огни потухли",

"Конечно, ваши йоги объясняют это иначе", - продолжала она, - "и, может быть, более точно. Они говорят, что буря скважины, экскаваторы нанесли рану телу Матери Земли, и боги стали недовольны. Они забрали свою милость - огонь".

"Тогда йоги прокляли правителей. Они сказали, что эта страна будет на века наказана войнами и нищетой. И удалились в Индию. И это факт. Хотя мы добываем так много нефти, идёт война, и мы остаёмся бедными".

Становилось поздно, поэтому я предложил поклоны и оставил это святое место, с чувством глубокого уважения к истории

Навигация:

Страница 58
Страница 57
-- Страница 56 --
Страница 55
Страница 54