Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 80 ------

Индрадьумна Свами - Дневник странствующего проповедника (том 5) - Страница 80

кршна крпа-нидхе

бхава маха давагни дагдхан джанан трахи трахи махапрабхо сва крпайа бхактим ни джам дехй алам майвам гаура хахрих сада пракуруте динака-натхах прабхух

"Раздавая Свою милость живым существам более, чем Он когда-либо делал это прежде, Гаура Хари, Господь и единственное прибежище для несчастных, взывал: `Хе, Кришна! О, океан Милости! Защити! Пожалуйста, защити этих людей! О, мой Господин! Они горят в пылающем лесном пожаре рождения и смерти. О, океан милости, милостиво даруй им служение Тебе`". [Шрила Сарвабхаума Бхаттачарйа, Сушлока-Сатакам, стих 63]

Глава 29

16 октября - 1 ноября 2004

Скрытая слава

После месячного проповеднического тура по России я вернулся в Варшаву и сразу же отправился в тур по Польше. Немного отдохнув ночью, мы со Шри Прахладом и Джаятамом отправились на юг, остановившись по пути для проведения программы на дому в Келице, куда пришло 15 преданных.

Я был настолько вымотан, что с трудом держал глаза открытыми, и задремал, когда Шри Прахлада открыл программу бхаджаном. Проснувшись через несколько минут, я поймал его взгляд, и мы оба засмеялись.

Несмотря на аскезу постоянного пребывания в дороге, мы наслаждались своим служением. Зачастую мы отправлялись в постель за полночь, нам приходилось терпеть жару и холод, иногда мы спали во дворце, а иногда на полу, но эти аскезы мы не променяли бы ни на что. Когда чувствуешь блаженство, делясь сознанием Кришны с другими, бесконечные неудобства путешествий переносить довольно легко. И если упорно продолжать прикладывать усилия в этом направлении, то, по милости гуру и Гауранги, получаешь шанс достичь совершенства.

тад эвам калау нама киртана прачара

прабхаве-наива багавата парайанта сиддир даршита

"Благодаря проповеди Нама Санкиртаны в Кали-югу, человек начинает выглядеть как сиддха парамахамса". [Джива Госвами, Таттва Сандарбха 274]

В конце нашего путешествия у нас оставалось немного времени, и как-то раз, пока мы ехали, Джаятам повернулся ко мне с вопросом: "Шрила Гурудева, Выне хотели бы посетить известные соляные шахты неподалёку от города Виеличка?"

"Необычное предложение", - подумал я.

"Да, собственно, нет, - ответил я. - Какое отношение имеет это к сознанию Кришны?"

"Это одно из известнейших исторических мест в Польше, - ответил Джаятам. - Здесь добывали каменную соль с 13-го столетия. Вследствие опасной работы шахтёры всегда были более религиозны, чем другие социальные группы. У них был обычай устанавливать крест на месте, где гибли их товарищи-шахтёры. И на протяжении 300 километров шахт шахтёрами выстроено множество часовен".

"Подземные часовни?" - переспросил я.

"Да, - подтвердил он, - и очень уникальные. В 1697, когда часовни были уничтожены огнём, королевская комиссия запретила строить что-либо в дальнейшем из горючих материалов. Этот запрет привёл к развитию особого стиля соляных часовен, вырезанных прямо в стенах шахты. Некоторым из них по нескольку сотен лет".

Я начал слушать внимательнее.

"Некоторые посещают эти шахты из любопытства, - сказал Джаятам, - но многие идут туда, как в своеобразное паломничество".

"Звучит интересно, - заметил я. - Паломничество в Польше".

Мои мысли вернулись на тридцать лет назад, к временам, когда я распространял книги во Франции. Иногда я брал свою группу санкиртаны в известные места паломничества, такие как Лоурдез, на юге страны. Книги там уходили хорошо, поскольку паломники всегда находились в благочестивом состоянии ума. Я часто бывал вдохновлён духовной атмосферой и смиренными молитвами пилигримов.

"Возможно, и мы найдём вдохновение, посетив подземные часовни в шахтах, - подумал я, - и больше того, мы увидим ещё одно уникальное проявление творения Кришны".

Я подумал о словах Шрилы Прабхупады: "Долг отрешённого монаха - прочувствовать всё разнообразие творения Бога, в одиночку путешествуя через леса, горы, города, деревни и т.д., чтобы обрести веру в Бога и силу разума, а также просвещать их жителей посланием Господа". [Шримад Бхагаватам, 1.6.13 коммент.]

 "Хорошо, - сказал я Джаятаму, - может быть, это поможет мне подготовиться к паломничеству во Вриндаван на следующей неделе".

Мы купили билеты и вошли в главную штольню шахт. "Мы не сможем увидеть их все, - сказал Джаятам. - Здесь девять подземных этажей. Первый идёт на глубину 64 метра, а последний - на 327".

Проходя по галерее, я увидел знаки, предостерегающие туристов держаться обозначенного пути и не сворачивать в сторону. "Каждый год несколько туристов пропадает, - сказал Джаятам, - и больше их никто не видит".

Мы прошли мимо первых выработок, которым было по 700 лет. В те времена шахтёры работали кирками и вытаскивали соль на поверхность в больших мешках. Дальше мы увидели тоннели, где использовали лошадей, вывозивших соль наружу. В дальнейшем для вывоза соли использовались более прогрессивные методы, такие как транспортёры.

"В отличие от сегодняшних дней, в прежние времена соль считалась роскошью, - сказал Джаятам. - В 12-м веке треть поступлений в казну польских королей приходило из этой самой шахты".

Мы шли дальше и дальше вглубь Земли. Я был поражён красотой внутри. В одной из пещер мы увидели сотни сияющих соляных сталактитов и сталагмитов. Их образовала медленно капающая вода, на протяжении тысяч лет сочившаяся сквозь землю. Огромная соседняя пещера полностью состояла из

Навигация:

Страница 82
Страница 81
-- Страница 80 --
Страница 79
Страница 78