Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 115 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 115

святое имя Кришны. Тот, кто повторяет святое имя без оскорблений, очень быстро обретет кришна-прему» («Искусство чистой преданности»).

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Расаяна-джапа

В последней главе «Брихад-бхагаватамриты» Шри Санатана Госвами приводит шестьдесят три исполненных расы стиха, называемые бхакти-расаяной, которые действуют как целительный нектар. Пятьдесят девять стихов взяты из «Шримад-Бхагава-там» (пятьдесят пять из Десятой песни и четыре - из Одиннадцатой) и еще четыре стиха - из «Брахма-самхиты». Эти замечательные стихи пробуждают и усиливают эмоции бхакти, наполняют привязанностью к Вриндаване и углубляют настроение враджа-бхавы. Этим стихам дано название расаяна (живительный эликсир, применяемый в аюрведической медицине), потому что они действуют как могущественный нектар, очищая сердце, укрепляя преданность и усиливая любовь к Кришне.

Существует веками сложившийся способ бхаджаны - объединять джапу с произнесением шлок бхакти-расаяны и медитацией на них. Наши ачаръи прошлого повторяли джапу, одновременно медитируя на одну гилоку за другой. Их умы и сердца утопали в океане кришт-премы, когда они проводили ночи, купаясь в волнах этих исполненных расы шлок.

Как надо применять на деле этот наиболее могущественный способ повторения, называемый расаяна-джапа? Во время повторения святого имени нужно прерваться, чтобы произнести одну из

421

422

шлок бхакти-расаяны. Затем надо продолжить повторять джапу, сосредоточенно размышляя над смыслом этого стиха и развлечениями Господа, описанными в нем. Закройте глаза, глубоко сосредоточьтесь и попытайтесь зрением сердца увидеть преданных, которые участвуют в этой липе. Молитесь этим преданным о том, чтобы они в самой глубине вашего сердца явили вам свою любовь и привязанность к Кришне. Непрерывно медитируйте на один стих в течение шестнадцати, тридцати двух или даже шестидесяти четырех кругов. Однако, если это сложно, просто переходите к следующему стиху и продолжайте делать все точно так же.

Гаудия-ачарьи подтверждают, что медитация на шлоки бхакти-расаяны во время джапы определенно усиливает как блаженство от повторения, так и любовь к Радхе и Кришне. Этот вид джапы обычно применяют на пути рагануга-бхакти.

В «Бхагаватам» есть очень важный стих, который описывает прекрасный облик и сева-бхаву Яшоды, самоотверженно сбивающей масло для своего дорогого Гопалы. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада дает некоторые существенные советы на тему рагануга-бхакти. Его Божественная Милость говорит, что любой, кто желает вечно служить Кришне в ватсалья-бхаве, то есть с материнской любовью, должен медитировать на трансцендентный облик Яшоды (рупа-дхьяна), а также размышлять о сладости ее родительской любви. Отсюда следует, что, вдохновляя серьезных садхак медитировать на личность и развлечения, описанные в отдельно взятом стихе, Прабхупада советует упражняться в расаяна-джапе.

«Одетая в желто-оранжевое сари, с поясом на полных бедрах, Яшода тянет то за один, то за другой конец веревки, обвитой вокруг пестика в ступе для сбивания масла. От упорных стараний ее браслеты и серьги раскачиваются и позванивают, и все ее тело сотрясается. От сильной любви Яшоды к своему сыну из ее грудей сочится молоко. Ее лицо с прекрасными бровями покрылось испариной, и цветки малати выпадают из ее волос» (Бхаг., 10.9.3).

423

«Любой, кто желает обрести сознание Кришны, чтобы служить Ему с материнской или отеческой любовью, должен размышлять о телесных чертах Яшоды. Это не значит, что надо уподобиться Яшоде; думать так - майявада. К каким бы отношениям с Кришной ни стремился преданный, будь то родительская или супружеская любовь, дружба или служение, он должен идти по стопам жителей Вриндаваны, но не пытаться уподобиться им. Для этого здесь и приводится такое описание. Продвинутые преданные должны бережно хранить это описание в своем сердце, всегда размышляя о чертах Яшоды: как она одета, как она трудилась и вспотела, как очаровательно украшены цветами ее волосы и т. д. Надо воспользоваться этим подробным описанием, данным здесь, чтобы с материнской любовью к Кришне размышлять о Яшоде» (Бхаг., 10.9.3, ком.).

В этом стихе изображена ватсалья-бхава, однако, многие шлоки бхакти-расаяны посвящены либо сакхья-бхаве, либо мад-хуръя-бхаве враджа-гопи. Тот, у кого пробудился вкус к одной из этих рас, может использовать тот же самый прием медитации, который описан выше применительно к ватсалъя-бхаве Яшоды. Однако даже малейший успех в этом направлении зависит исключительно от милости Шри Гуру и Гауранги и собственных искренних усилий. Давайте молиться Шриле Прабхупаде, чтобы он дал нам духовную силу и способность следовать этим важным наставлениям и продвигаться по пути сознания Кришны.

Шлоки бхакти-расаяны

1. Брахма сказал: «Я поклоняюсь ади-пуруше, Шри Говинде, вечно живущему на Голоке вместе со Шримати Радхикой, воплощением хладини-шакти. Они окружены исполненными вечно блаженной духовной расы экспансиями Себя Самих - гопа-ми и гопи, которые доставляют Им безграничное наслаждение» (Б.-с., 5.37).

424

2. «Я поклоняюсь ади-пуруше, Шри Говинде, чья обитель, Го-лока, поддерживает и питает расположенные ниже миры, известные как Деви-лока, Махеша-лока и Вайкунтха-лока» (Б.-с., 5.43).

3. «Враджа-гопи на Голоке - словно прелестнейшие богини удачи, -а их возлюбленный - Верховная Личность, Шри Кришна. Деревья там - калпатару, земля - чинтамани, а вода - нектар. Каждое слово там - песня, каждый шаг - танец, а флейта - драгоценная сакхи Кришны. Там во всех направлениях распространяется сияние трансцендентного блаженства» (Б.-с., 5.56).

4. «Я поклоняюсь Шветадвипе, которая в этом мире известна безупречным святым как