Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 14

оскорбитель думает: «Он слишком быстро продвинулся, а я духовно развиваюсь очень медленно». Оскорбитель боится вайшнава и завидует ему.

Из страха такой человек начинает осуждать вайшнава, искать в нем недостатки и дурно говорить о нем. Он совершает вайшнава-апарадху и злится на вайшнава. Подобная ненависть и осуждение возникают исключительно на почве зависти к вайшнаву. И поэтому оскорбитель плохо говорит о вайшнаве и сочиняет о нем истории. В решете тысячи дыр, но оскорбитель ругает иглу: «Эй, игла, в твоем ушке есть дырка».

А сам-то ты совершенен? Если изъяны есть в тебе, почему ты ищешь недостатки в других? Мудрецы говорят: “Не ищи дурное в других, а ищи в себе”. Уж если вы по природе склонны искать дурное, посмотрите, что дурного есть в вас самих. Однако в других надо видеть хорошее.

Если вы видите что-нибудь хорошее в каком-то человеке, просто согласитесь с этим. Думайте: “Да, это в нем прекрасно. И я это принимаю”. Закрывайте глаза на плохое и открывайте взор хорошему. Парамахамсы никогда не видят плохого. Для них все связано с Кришной. Говорить дурно о других – огромная анартха для садхаки, ступившего на путь бхаджаны” (Шри Гуру-ванданам).

Все недостатки - внутри

Шрила Бхактисиддхангта Сарасвати сказал: «Тот, кто лучше всех, думает о себе, что он хуже всех. К чему совать нос в чужие недостатки, вместо того чтобы следить за собственным поведением? Поступки и обороты речи вайшнавов не в состоянии постичь даже мудрецы. Давайте не будем обманываться тем, что кажется на первый взгляд. Полагаясь на поверхностное впечатление, многие становятся жертвами иллюзии и принимают гальку за жемчуг, змею за веревку и путают добро со злом. Когда недостатки других вводят вас в заблуждение, сбивают с толку, наберитесь терпения, загляните в собственное сердце и ищите недостатки в себе. Знайте, никто не может навредить вам, до тех пор пока вы не навредите себе сами» (Учение Шри Чайтаньи).

Некоторые люди думают, что, если преданные поступают вопреки правилам, критиковать их – не оскорбительно, поскольку такая критика – всего лишь изложение фактов. В своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» Шридхара Свами пишет: нинданам доша-киртанам – «Рассказывать о недостатках садху – значит хулить его, и неважно, ложь это или правда». «Шримад-Бхагаватам» (10.74.40) предупреждает, что, слушая хулу на преданного, человек прокладывает себе дорогу в ад:

нинданам бхагаватах шрнвамс тат-парасйа джанасйа ва

тато напаити йах со ‘пи йатй адхах сукртач чйутах

“Если человек, едва заслышав, как осуждают Верховного Господа или дорогого ему преданного, немедленно не покинет это место, он лишится всех добродетелей и скатится в ад”.

Но разве не надо поправить садху, если он действительно виноват? Исправлять – это обязанность гуру или иного могущественного хранителя, но не рядового садхаки. Обычный садхака из-за своей склонности искать недостатки и обсуждать их с другими только совершит оскорбление. В этой связи в Библии сказано: «Не судите, и не судимы будете».

«Те, кто не порочит вайшнавов, достигают Господа Кришны. Они обретают безупреную преданность лотосным стопам Верховного Господа и чистую любовь к Нему. Единственное, чего можно достичь, хуля вайшнавов, - это грех. Поэтому вайшнавов нельзя хулить ни в коем случае. Кришна с легкостью спасает тех, кто никого не порочит и произнес Его имя хотя бы раз» (Ч.-б., Мадхья, 9.244-245).

Как избавиться от первого оскорбления

Оскорбление вайшнава – первое и самое серьезное. Несмотря на то, что Джагай и Мадхай пускались во все тяжкие, они никогда не грешили против вайшнавов. В «Харинама-чинтамани» говорится, что человек может искупить это оскорбление, если он, горько раскаиваясь, припадет к стопам преданного, которого осокорбил. Терзаемый муками совести, он должен искренне, со слезами на глазах молить о прощении. Затем он должен назвать себя низким негодяем, нуждающемся в милости этого вайшнава. Добродушный вайшнав, несомненно, простит оскорбление.

Что такое раскаяние

В «Мадхурья-кадамбини» описывается, как искупить каждое из десяти оскорблений святого имени. Для большинства лоскорблений как исцеляющее средство прописывается раскаяние. Большинство людей знакомы с этим понятием. Время от времени можно увидеть, как религиозный проповедник несет плакат с надписью: «Грешники! Покайтесь, иначе сгорите в аду!»

Но каково точное определение раскаяния? В «Оксфордском карманном словаре» говорится, что раскаяние – это когда человек глубоко сожалеет о содеянном, никому не желает повторять свои ошибки и решительно настроен не поступать так прежде. Синонимы слова «раскаяние» – это стыд, сожаление, огорчение, скорбь, смущение, печаль, уничижение себя, сознание вины, угрызения совести. Полное раскаяние включает в себя все эти настроения и эмоции. Когда сердце кающегося предаенного наполняется сочетанием подобных чувств, он становится кротким. Если, оскорбив святое имя, преданный неподдельно раскаивается: «Я не должен был так поступать, но я настолько глуп, что совершил это оскорбление», благодаря искреннему раскаянию Верховный Господь простит его. Для того чтобы искупить некоторые оскорбления, нужны дополнительные меры, но в основе всегда лежит раскаяние.

На санскрите слово «раскаяние» звучит как анутапа. Корень этого слова, тапа, значит «жар, горячка, муки, недуг и боль (как умственная, так и физическая). Христиане говорят, что человек будет гореть в аду, если не покается в грехах, однако раскаяние само по себе подразумевает определенного рода душевное пекло, когда грехи и оскорбления сгорают

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12