Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 32

своей связи с Богом».

Прияврата убежден, что экологические проблемы возникли из-за чрезмерного потакания человеческим слабостям: «Неравномерное распределение пищи в мире возникло не из-за нехватки продовольствия, а в основном из-за жадности. Слишком много земель отдано под прибыльные культуры, идущие на экспорт, на производство вредной для здоровья пищи, сигарет и алкоголя. Агробизнес разоряет мелких фермеров, цены на продовольствие растут, почва истощается, а леса стремительно исчезают. Нужно вернуть пищу людям. И мы хотим показать защитникам окружающей среды пример».

Одна из целей Движения сознания Кришны, как ее сформулировал в 1965 году основатель Общества Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, — «восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство всех людей и установить мир во всем мире». «Эта концепция, — подтверждает Прияврата, — лежит в основе программы „Пища жизни". Предлагая питательную одухотворенную пищу жертвам нашего жестокого мира, мы стремимся восстановить это нарушенное равновесие.

Я рассуждаю так: голодающие в мире будут существовать до тех пор, пока мы думаем: „я — хозяин всего, что меня окружает, и всё предназначено для моего наслаждения". Это заблуждение глубоко укоренилось в каждом из нас, в нем-то и состоит причина неравенства. Именно поэтому богатые богатеют, а бедные нищают.

Стремление „быть хозяином всего, что меня окружает", порождает безответственность, захлестнувшую в наши дни все общество. То же извращенное мышление лежит и в основе экологического кризиса. Далекие от духовности, люди в большинстве своем не догадываются о его причине».

Харака Дас

Снежные зимы Швеции не очень располагают к самодостаточному сельскому хозяйству. Шесть месяцев почти без солнца и минусовая температура скорее вызовут желание сидеть в теплой комнате, глядя на метель за окном, и ограничить наружную активность пробежкой от дома к автомобилю и обратно.

Но Харака Дас, один из пионеров своего дела, неутомимо трудится в Алмвикс-Гарде над развитием более простого с экономической точки зрения образа жизни. Источник его вдохновения — мудрая простота сельской жизни наших предков, которые зависели от естественных даров Бога, а не запутанных процессов производства и сбыта.

Харака родился в 1957 году в Германии. Еще в юности его до глубины души возмущали строительство дорог, увеличение потока машин и убийство животных. Его отец был защитником окружающей среды, ботаником и лесоводом. Харака рано понял, что многие доиндустриальные особенности жизни можно и нужно возрождать.

Сейчас на нем держится развитие общины ИСККОН площадью 20 гектаров в Алмвикс-Гарде, что в 70 километрах от Стокгольма.

«Я работаю с волами с 1989 года. Пользуюсь старым швейцарским ярмом и несколькими видами традиционных плугов и борон», — говорит Харака. По его мнению, главное преимущество волов в том, что они могут ходить по бездорожью и не вредят почве: «Во время полевых работ они, прежде всего, не утрамбовывают грунт и не создают шума и гари».

С ноября по март Харака проводит большую часть короткого светового дня в лесу, срезая сухие деревья и сажая новые. Новые насаждения, а также их сохранение дают жизненно

необходимый кислород, что улучшает качество жизни в Алм-викс-Гарде и вообще в мире. Кроме того, деревья помогают удерживать влагу, которая затем используется для полива и питья: «Сегодня все труднее и труднее найти натуральную питьевую воду, — продолжает Харака. — Многие наводнения в мире происходят из-за массированной вырубки лесов на склонах холмов и гор. Эти деревья могли бы удержать тонны воды, которая теперь в огромном количестве попадает в реки и долины, вызывая страшные наводнения. Шрила Прабхупа-да писал, что срубать деревья ради производства бумаги, на которой будет напечатана материалистическая литература, — большой грех».

Посаженные Харакой фруктовые деревья со временем превратились в большой фруктовый сад, приносящий обильные урожаи яблок, груш, слив и вишни. Каждые три года Харака сажает в Алмвикс-Гарде новую группу деревьев. Садоводство — нелегкая работа, постоянно приходится то сажать, то прореживать, то подрезать ветви.

Харака со своей женой Шриватсой также развивают малое производство. Вместе они справляются с делами в небольшой пекарне, используя зерно, выращенное общиной и смолотое в старинных жерновах. Хлеб продают магазинам и близлежащему ресторану. Длинными зимними вечерами на гончарном колесе, приводимом в движение ногой, делают глиняные горшки. Кроме того, прядут шерсть и ткут полотно, обеспечивая себя одеждой и демонстрируя окружающим, что самодостаточное хозяйство — это вполне реально.

Ирэн Дав (Чхая Даси)

«Вы не хуже меня знаете, что быки, как и люди, способны чувствовать, — говорит директор Международного общества защиты коров (МОЗК) Ирэн Дав (Чхая Даси). — У коров, так же как у нас, есть душа. Душа, частичка Бога, духовна по своей природе. Коровы поэтому тесно связаны с нами, и мы должны защищать их, как

собственных детей. Эти животные — члены вселенской семьи. Люди изумляются, видя, как моя юная дочь Лакшми, весящая всего 55 килограммов, управляется с нашим волом Ги-той: четырехсоткилограммовое животное беспрекословно ее слушается. Они очень любят друг друга».

Ирэн, ее муж Уильям Дав (Балабхадра Дас) и два их вола путешествуют по США от берегов Атлантики до Тихого океана, а иногда и за границей, чтобы рассказать о покладистом характере коров и волов, а также об экономических, физических и экологических благах, которые приносит забота об этих

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30