с Ним». необычна. «Никогда прежде я не видел такой
Нанда Махарадж обладал кевала-бхакти, любви»—думал он. Он решил молиться о том, чтобы
любовью, к которой не примешивается гьяна, знание стать травинкой во Вриндаване и получить пыль с
о величии ёога. Его любовь так непроницаема и густа, лотосных стоп гопи и других его обитателей, о том,
что в нее не может проникнуть ничто постороннее. чтобы каждый день, идя по Вриндаване, они ставили
Знание о величии Господа смутило бы его. Арджуна свои стопы на его голову. «Я люблю Кришну,—думал
находился в дружеских отношениях, сакхья-расе, с он,—но не так, как они».
Кришной, но увидев Его вселенскую форму, обратился Любовь обитателей Враджа свободна от кармы
к Нему со словами раскаяния: «Прости меня, Кришна, и гьяны, она беспримесна, чиста и бескорыстна—
250 251
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
кевала-бхакти. Шрила Прабхупада говорит в коммен- влияния материальной природы, преданный должен
тарии к рассматриваемому сегодня стиху: «Поскольку слушать о трансцендентных играх Верховного
Господь принадлежит Своим преданным, а пре- Господа в обществе преданных, принять в этом
данные, в свою очередь, принадлежат Господу, они, прибежище. «Преданные собираются вместе и
безусловно, трансцендентны к гунам материальной слушают, как чистые вайшнавы обсуждают раз-
природы. Это естественное заключение». Господь влечения Верховной Личности ёога,—говорит Нарада
становится собственностью тех преданных, которые Муни.—Повествования о Его деяниях подобны
служат Ему с любовью и всей душой к Нему привяз- бегущей реке с ее бесконечными волнами. Тот, кого
аны. Кришна—единственное, что у них есть. «Мой подхватывают эти волны, забывает о голоде и жажде,
Кришна», «мой сын»—думают они. Всё, что есть у избавляется от иллюзии, скорби и страха». Нарада
матери Яшоды и Нанды Махараджа, предназначено Муни воодушевляет вайшнавов принять прибежище
только для Кришны. Это общая черта всех обитателей в таком общении, потому что так можно забыть о
Вриндаваны: единственное, что у них есть—Кришна. материальных потребностях и осознать подлинные,
Таких преданных называют акинчана, «те, у кого нет жизненные потребности. «Пусть же я найду при-
ничего материального»—ничего и никого, кроме бежище у лотосных стоп Шри Хари. Это единствен-
Кришны, который становится игрушкой в их руках. ное, что воистину необходимо»—так молится Говинда
Чистые преданные, которые нашли прибежище в дас в своей песне «ёхаджаху ре мана Шри Нанда-
такой бескорыстной любви, получают Кришну в свою нандана» (3, 4):
собственность.
э дхана, йаубана, путра, париджана
В «Шримад-ёхагаватам» говорится, что бо-
итхе ки ачхе паратири ре
жественность Верховного Господа Шри Кришны
камала-дала-джала, дживана таламала
заключается в том, что Его не затрагивают гуны