калатвам—преданный никогда не теряет времени
уттама—принимать то, что благоприятно для впустую, он отдает себе отчет в каждой минуте,
служения—признак высшей преданности. Следу- затрачена она на служение Кришне или майе. Таков
ющий вид шаранагати: пратикулйасйа варджанам— признак возвышенного преданного. Нама-гане сада
отказываться от всего, что неблагоприятно для ручих—такой преданный никогда не устает от
сознания Кришны. Духовный учитель дает указания воспевания, пения и танцев. Слово сада значит
обоих видов. Он запрещает нам совершать неблаго- «всегда», а ручи значит «вкус». У преданного всегда
приятные действия, и побуждает совершать благо- есть вкус к воспеванию Харе Кришна. «Заме-
приятные, например, повторять Харе Кришна. То чательно,—восклицает он.—Харе Кришна, Харе
есть, полная преданность включает в себя и то, и Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе
другое (анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа Рама, Рама Рама, Харе Харе». Разумеется, чтобы
варджанам). Кроме того, нужно твердо верить: пробудить такой вкус, требуется время, но когда он
«Кришна защитит меня в любых обстоятельствах», и проявляется, то преданный чувствует, как писал Рупа
считать себя Его слугой. Таковы некоторые прояв- Госвами: «У меня только один язык и два уха, и мне
ления шаранагати, абсолютной преданности. трудно поэтому оценить святое имя по достоинству.
Кунтидеви говорит: «Дорогой Кришна, если Ты Если бы у меня был миллион языков и миллион ушей,
считаешь, что мы благополучно вернули себе царство тогда я мог бы в полной мере ощутить сладость его
и поэтому теперь Ты можешь оставить нас, это звучания». Конечно, нам не стоит подражать Рупе
неверно. О безопасности нам говорить пока рано, Госвами, но преданные в нашем Движении должны,
потому что у царей, погибших от нашей руки на поле по крайней мере, воспевать шестнадцать кругов—
боя, остались друзья и родственники, которые не будут предписанный им минимум. Нама-гане сада ручих—
сидеть сложа руки. Наши беды еще впереди, и Твои мы должны развивать вкус к воспеванию Харе
лотосные стопы—единственная наша защита». Кришна.
Иными словами, Кунти уговаривает Кришну остаться:
«Не бросай нас. Мы в опасности, и без Твоей защиты Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила
нам грозит беда». Таким должно быть умонастроение Прабхупада перечисляет шесть видов шаранагати,
преданного. В материальном мире всегда опасно. абсолютной преданности, и описывает, как они
Стоит потерять бдительность и предаться самоу- проявляются в молитвах царицы Кунти. «У нас нет
спокоению, и майа, иллюзия, не заставит себя ждать. иной защиты, кроме Твоих лотосных стоп. Так как же
282 283
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
мы можем находиться в безопасности, если Ты более бессильны против самой страшной опас-
оставляешь нас?»—молится она Кришне. Кунти ности—опасности забыть Господа.
произнесла эти молитвы у колесницы, на которую Господь уверяет, что всегда позаботится о том,
Кришна собирался взойти, чтобы ехать в Двараку. кто полностью вручает себя Ему. Тому есть множество
Эта беседа состоялась вскоре после того,