низшей (Паталы). Что же касается счастья, которое
благочестивой кармы истощается, и оно вынуждено
приносят чувственные наслаждения, то в положенный
их покинуть. Объясняя это явление, Шрила Пра-
срок оно само приходит к нам так же, как в по-
бхупада приводит следующее сравнение: «Чтобы на
ложенный срок к нам, вопреки нашей воле, приходят
68 69
Милость в наставлениях «Саварана-шри-гаура-махима»
непрошеные страдания» (ёхаг., 1.5.18). глубокий смысл. Почему принцу досталось бла-
Разумный человек понимает, что счастье, гословение долгой жизни? Он счастлив, удачлив,
которое приходит к нему в этой жизни,—просто плод облечен властью,—у него есть всё, он наслаждается
благочестивой деятельности, совершенной в прошлых плодами прошлой благочестивой деятельности. Но,
воплощениях. Глупый человек считает, что за счастье оставив это тело, он получит следующее, к тому
нужно бороться здесь и сейчас, но это неверно: плоды, времени его запасы прошлого благочестия истощатся
которые мы обретаем в этой жизни, определяются и везение прекратится. Поэтому живи долго, принц!
нашей деятельностью в прошлой. Разве мы трудимся ёрахмачари совершает аскезы и покаяния, живет
не покладая рук, чтобы к нам пришла беда? Она просто, его ничто пока не связывает—ни работа, ни
приходит сама, непрошеная, ее никто не ждет, не заботы о семье. Так умри же сейчас, до того, как ты
призывает и не планирует. Подумав над этим, изменишь свою жизнь! Конечно, это не значит, что
разумный человек приходит к выводу, что и страдания, брахмачари должен искать смерти. Речь о том, что в
и счастье, приходят сами собой, и поэтому не его сердце пока еще таится желание наслаждаться, а
прилагает усилий, чтобы добиться счастья или семейная жизнь, которая, исходя из этого, его ждет,
избежать страданий. Даже если вы счастливы сейчас, приносит множество беспокойств и трудностей.
помните, что пока вы наслаждаетесь счастьем, ваш Святому человеку мудрец говорит, что он может
«банковский счет» тает. Пройдет время, плоды вашей жить, а может и умереть,—это не имеет значения.
благочестивой деятельности прошлой жизни подой- Святой умиротворен и счастлив, потому что во всем
дут к концу, и счастье кончится. Нетрудно догадаться, полагается на Господа. Он осознает, что является
что начнется после. Вы скажете, что такое положение слугой Кришны, и поэтому иллюзия не может ввести
вещей вас не устраивает, потому что вам хочется, его в заблуждение. Ему все равно, жить или умереть,
чтобы счастье никогда не кончалось. Каждому хочется. потому что он готов и к тому, и к другому. Мяснику
Вся беда в том, что усилия, которые