первому из них относятся садхана-сиддхи. Так
нитйа-лила таре спхуре—если человек понимает весь
называют тех, кто достиг совершенства, неукосни-
смысл и значение игр Господа Чайтаньи, которые всем
80 81
Милость в наставлениях «Саварана-шри-гаура-махима»
тельно следуя регулирующим предписаниям. Со- ёенгалии, в Навадвипе, и именно в этой части Индии
вершенство, которого можно достичь, следуя регу- особенно бурно развивалось Его движение санкир-
лирующим принципам, называется садхана-сиддхой. таны. Эта область имеет особое значение, поскольку
Преданных второго типа называют крипа-сиддхами. неотлична от Вриндаваны. Она тождественна
Они не так строго следуют регулирующим принципам, Вриндаване. Жить в Навадвипе—то же самое, что
однако благодаря самозабвенному служению по- жить во Вриндаване. Нароттама дас Тхакур говорит:
лучают особое благословение духовного учителя или шри-гауда-мандала-бхуми, джеба джане чинтамани.
Кришны и быстро достигают совершенства. Это Чинтамани—это трансцендентная обитель. Тара хой
называется крипа-сиддхой. Нитья-сиддхи же—это те, браджа-бхуме бас. Если человек понял, что На-
кто никогда не был осквернен соприкосновением с вадвипа неотлична от Вриндаваны, значит, он уже
материальной природой. Садхана-сиддхи и крипа- живет во Вриндаване. Он не должен думать, что живет
сиддхи были когда-то загрязнены из-за соприкосно- в ёенгалии или вообще в какой-то стране мате-
вения с материальной природой, а нитья-сиддхи ни- риального мира; места, где проходили игры Господа
когда не соприкасались с ней. Чайтаньи, равнозначны Вриндаване.
Все спутники Чайтаньи Махапрабху являются Любовь к ёогу, которую раздавал Господь
нитья-сиддхами, вечно совершенными. Нитьянанда Чайтанья, сравнивается в этой песне с океаном (раса-
Прабху—это ёаларама, непосредственная экспансия арнава). О каком же океане идет речь? Здесь говорится
Кришны, Адвайта Прабху—Маха Вишну (Он также не о соленом океане, воду которого невозможно пить.
относится к вишну-таттве), Гададхара Прабху— Вода океана, о котором говорится в этой песне,
экспансия Радхарани, а Шриваса—воплощение обладает таким удивительным вкусом, что, по-
Нарады. Все они нитья-сиддхи, вечно совершенные. пробовав всего лишь каплю, хочется пить еще и еще.
Материальная скверна никогда не касалась их. Это не обыкновенная океанская вода, которую не-
Следует понять, что как Господь Чайтанья Махапрабху, возможно даже взять в рот. Вот почему этот океан
Сам Кришна, трансцендентен, так и все Его при- называют расарнавой. По нему всегда ходят волны,
ближенные являются нитья-сиддхами, вечно тран- он никогда не бывает неподвижен, так как он не
сцендентными. Се джай браджендра-сута-паш. безличен и не пуст. Как обыкновенный океан всегда
ёраджендра-сута—это Кришна. Просто осознав, что пребывает в волнении, так и по океану тран-
спутники Господа Чайтаньи вечно свободны, можно сцендентной любви к Кришне, принесенной нам в
сразу же