перенестись в трансцендентную обитель дар Господом Чайтаньей, постоянно гуляют волны,
Господа Кришны. волны звука. Нужно нырнуть в самую глубь этого
Шри-гауда-мандала-бхуми. Гауда—это Западная океана. Тот, кто узнал эту тайну и решил нырнуть в
ёенгалия. Господь Чайтанья явился в Западной глубь океана трансцендентного движения любви,
82 83
Милость в наставлениях «Чайтанья-ёхагавата»
начатого Господом Чайтаньей, сразу же становится Господа Чайтаньи». Такими словами Нароттама дас
одним из приближенных преданных Радхи и Кришны. Тхакур заканчивает свою песню.
Поэтому в конце песни Нароттама дас Тхакур
говорит: грхе ба ванете тхаке, ‘ха гауранга’ бо’ле
даке. Не обязательно становиться нищим и оставлять «Чайтанья-ёхагавата», Мадхья-кханда, 25 (24-33)
Одесса, 9 мая 2003 года
семью и общество. Человек может сохранять то
положение, которое ему больше подходит: он может
быть домохозяином, брахмачари, ванапрастхой или
Проснитесь для сознания Кришны и тогда
санньяси. Считается, что ванапрастхи и санньяси не
бесконечное путешествие по материальному
должны жить в городах. Ванете значит «лес». В миру забудется как ночной кошмар.
прежние времена те, кто обладал духовным созна-
нием, поселялись и лесу, желая уйти от суеты Глава, которую мы будем сегодня обсуждать, на-
городской жизни. Но сейчас это невозможно. Со- зывается «Мертвый сын Шривасы излагает духовную
временный человек не способен уйти в лес—для этого науку». Шрила ёхактисиддханта Сарасвати Тхакур в
нужна подготовка, которой ни у кого нет. Поэтому, как своем комментарии к стихам 24-33 этой главы
правило, ему рекомендуется жить вместе с женой и приводит песню ёхактивиноды Тхакура «Шока-
детьми, общаясь со своими друзьями. В этом нет сатана», в которой подробно описывается, как оставил
ничего плохого, важно лишь одно: необходимо встать тело сын Шривасы. Шока означает «скорбь», со-
на путь сознания Кришны, указанный Господом ответственно шока-сатана—«тот, кто избавляет от
Чайтаньей. Это совсем не трудно. Для этого человек скорби». «Шока-сатана»—один из восьмидесяти бха-
должен просто примкнуть к движению Господа джанов, составляющих «Гита-малу», «гирлянду песен»
Чайтаньи и начать петь, танцевать и вкушать кришна- Шрилы ёхактивиноды Тхакура.
прасад. Даже семейному человеку это нетрудно будет Шока-сатана, «тот, кто избавляет от скорби»,—
делать. Он может просто повторять мантру Харе одно из имен Господа, Его также называют Хари—
Кришна, танцевать и вкушать кришна-прасад. Это «тот, кто все забирает». Кришна может забрать все, в
может делать каждый, в том числе и санньяси, тот, том числе и скорбь Своих преданных, ведь Он не хочет
кто отрекся от мира,—ничего трудного в этом нет. их страданий. Конечно, это не значит, что до
Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит, что поло- остальных живых существ Ему нет дела.?Как пишет
жение человека—будь он брахмачари, грихастха или Шрила Прабхупада, Господь Чайтанья пришел имен-
санньяси—не имеет никакого значения. «Если ты но потому, что очень волновался о судьбе всех живых
следуешь этим принципам в своей жизни, я хочу быть существ века Кали и хотел избавить их от страданий.
в твоем обществе, потому что ты—преданный В свою очередь, преданный хочет избавить от вол-
84