воспитывать в себе прав-
дивость. Это качество брахмана. Распространение сознания
Кришны — брахманическая деятельность, поэтому мы долж-
ны быть честными. Мы можем столько всего рассказать
людям, знакомя их с нашими книгами. Движение Сознания
Кришны делает для блага общества очень много. Оно, напри-
мер, улучшает его моральный облик. Но разве можно убе-
дить в этом людей, говоря им неправду? Нравственность и
нечестность понятия совершенно не совместимые. Если мы
прослывем обманщиками, едва ли сможем убедить людей в
том, что улучшаем моральный облик общества.
на хй асатйат паро `дхарма
ити ховача бхур ийам
сарвам содхум алам манйе
рте `лика-парам нарам
«Нет греха худшего, чем нечестность. Мать Земля сказала
как-то раз: „Я способна нести любое бремя, кроме бремени
лжеца» (Бхаг., 8.20.4). Очень важно представлять сознание
Кришны правильно. Если мы будем рассказывать о том, как
наше движение улучшает моральный облик общества, это бу-
дет оказывать на людей очень сильное воздействие. Возмож-
но, некоторые люди будут нас сначала недолюбливать, но,
по крайней мере, они будут считать нас честными и откры-
тыми. Поэтому ни в коем случае не нужно лгать.
Прабхупада пишет, что мы должны рассказывать людям,
какой Кришна замечательный. Мыслимо ли перехвалить Гос-
пода! Разве у Него есть предел? Разве имеет границы Его сла-
ва? Разве есть предел милости Господа Чайтаньи? Его игры
безграничны, и если мы понимаем это, бояться преувеличе-
ний нам нечего. Не нужно обманывать. Кришну невозможно
прославить с помощью лжи. Прабхупада указывает нам, как
правильно проповедовать. Можно рассказывать людям о на-
шем Движении, о том, как действует через него Кришна, о
том, что оно несет в себе волю Господа, и наша обязанность
быть ее выразителями. О наших книгах можно рассказать
много интересного, и Прабхупада объясняет, как делать это
правильно.
Достаточно поговорить с человеком дружелюбно, искренне
убеждая его взять книгу, и он ее возьмет. Зачем исполь-
зовать нечестные приемы? Мы не должны совершать по-
ступки, которые производят на людей плохое впечатление
и вредят репутации. Люди очень хотят иметь эти книги и
сами ищут их. Незачем жульничать. Я никогда не прибегал
к обману — просто представлял людям наше учение таким,
как оно есть. И с теоретической, и с практической точки
зрения любая деятельность, мотивом которой является иск-
реннее желание удовлетворить Кришну, совершенна. Одна-
ко мы должны быть очень осмотрительны, чтобы не создать
у них неверного представления о нашем учении. Например
гопи, уже будучи замужем, посреди ночи убегали из дому,
чтобы целоваться и обниматься с юношей, Кришной. Обык-
новенный человек скажет, что они вели себя недостойно, но
преданные считают, что гопи заслуживают поклонения, и
даже Сам Господь Чайтанья — а Он был очень строгим сан-
ньяси — считал их служение наивысшим. Поэтому ни в коем
случае не следует обсуждать раса-лилу в присутствии обык-
новенных людей, поскольку они не смогут ее понять, и лишь
наговорят оскорблений. Имея дело с обыкновенными людь-
ми, мы должны распространять Движение Сознания Криш-
ны таким образом, чтобы не создавать у них неправильных
представлений о нашем учении и не настраивать их против
нас. Прилагайте все силы к тому, чтобы продавать как мож-
но больше моих книг («Нектар санкиртаны», 4).
Шрила Прабхупада говорит: «В сущности любая деятель-
ность, мотивом которой является искреннее желание удовле-
творить Кришну, совершенна». Знакомя других с сознанием
Кришны, мы должны быть предельно честны. Мы должны
стараться удовлетворить Кришну, тогда мы будем распро-
странять Движение сознания Кришны, представляя его та-
ким, как оно есть. Именно это делал Прабхупада. Если мы
хотим, чтобы людей влекло к Кришне, мы должны давать им
нечто настоящее, и книги Шрилы Прабхупады — это насто-
ящее. Поэтому Прабхупада говорил иногда, что мы должны
распространять его книги «всеми правдами и неправдами».
Но не следует истолковывать эти слова превратно и рассмат-
ривать их, вырывая из контекста. Это не значит, что цель
оправдывает средства и можно пойти на все, лишь бы кни-
гу купили. Это совершенно неприемлемо, даже принимая во
внимание, что вы даете настоящее. «Всеми правдами и не-
правдами» мы должны понимать так: нужно, не прибегая ко
лжи, делать все, что только в наших силах, чтобы убедить
человека взять книгу.
Что касается спора о методах распространения книг — ты
прав, мы должны действовать честными методами. Важно,
чтобы преданные пользовались в обществе репутацией чест-
ных людей. Если мы совершаем действия, из-за которых
окружающие начинают относиться к нашему Движению ме-
нее уважительно, это очень нехорошо. Нельзя допускать,
чтобы наше Движение теряло свое доброе имя. Примене-
ние нечестных методов следует прекратить, поскольку это
подрывает нашу репутацию по всему миру. Деньги, предна-
значенные для того, чтобы кормить людей в Индии, надо
собирать только в рамках осуществляемой ИСККОН про-
граммы продовольственной помощи, а не под какими-то дру-
гими предлогами. И все эти деньги, до последнего фартинга,
отсылайте в Индию. Или, еще лучше, закупайте продукты
у себя и отправляйте их сюда морским путем, а мы ор-
ганизуем их доставку нуждающимся. Но каждый фартинг,
собранный на эти цели, нужно на эти же цели и тратить
(«Нектар санкиртаны», 4).
Очень важно понять этот принцип. Мы должны думать и
о распространении книг, и о том, чтобы не испортить себе
репутацию. Нет смысла усиливать первое за счет второго.
Иногда распространители книг собирают пожертвования для
программы «Пища для жизни», а за счет этих пожертвова-
ний раздают книги. Но Шрила Прабхупада недвусмысленно
запрещает тратить деньги, собранные для программы продо-
вольственной помощи, на другие цели. Этого ни в коем слу-
чае нельзя делать! Нужно найти другой способ.
Наша деятельность многогранна, и мы можем рассказать
людям о ней: о программе «Пища для жизни», о