Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 2

воспитывать в себе прав-

дивость. Это качество брахмана. Распространение сознания

Кришны — брахманическая деятельность, поэтому мы долж-

ны быть честными. Мы можем столько всего рассказать

людям, знакомя их с нашими книгами. Движение Сознания

Кришны делает для блага общества очень много. Оно, напри-

мер, улучшает его моральный облик. Но разве можно убе-

дить в этом людей, говоря им неправду? Нравственность и

нечестность понятия совершенно не совместимые. Если мы

прослывем обманщиками, едва ли сможем убедить людей в

том, что улучшаем моральный облик общества.

на хй асатйат паро `дхарма

ити ховача бхур ийам

сарвам содхум алам манйе

рте `лика-парам нарам

«Нет греха худшего, чем нечестность. Мать Земля сказала

как-то раз: „Я способна нести любое бремя, кроме бремени

лжеца» (Бхаг., 8.20.4). Очень важно представлять сознание

Кришны правильно. Если мы будем рассказывать о том, как

наше движение улучшает моральный облик общества, это бу-

дет оказывать на людей очень сильное воздействие. Возмож-

но, некоторые люди будут нас сначала недолюбливать, но,

по крайней мере, они будут считать нас честными и откры-

тыми. Поэтому ни в коем случае не нужно лгать.

Прабхупада пишет, что мы должны рассказывать людям,

какой Кришна замечательный. Мыслимо ли перехвалить Гос-

пода! Разве у Него есть предел? Разве имеет границы Его сла-

ва? Разве есть предел милости Господа Чайтаньи? Его игры

безграничны, и если мы понимаем это, бояться преувеличе-

ний нам нечего. Не нужно обманывать. Кришну невозможно

прославить с помощью лжи. Прабхупада указывает нам, как

правильно проповедовать. Можно рассказывать людям о на-

шем Движении, о том, как действует через него Кришна, о

том, что оно несет в себе волю Господа, и наша обязанность

быть ее выразителями. О наших книгах можно рассказать

много интересного, и Прабхупада объясняет, как делать это

правильно.

Достаточно поговорить с человеком дружелюбно, искренне

убеждая его взять книгу, и он ее возьмет. Зачем исполь-

зовать нечестные приемы? Мы не должны совершать по-

ступки, которые производят на людей плохое впечатление

и вредят репутации. Люди очень хотят иметь эти книги и

сами ищут их. Незачем жульничать. Я никогда не прибегал

к обману — просто представлял людям наше учение таким,

как оно есть. И с теоретической, и с практической точки

зрения любая деятельность, мотивом которой является иск-

реннее желание удовлетворить Кришну, совершенна. Одна-

ко мы должны быть очень осмотрительны, чтобы не создать

у них неверного представления о нашем учении. Например

гопи, уже будучи замужем, посреди ночи убегали из дому,

чтобы целоваться и обниматься с юношей, Кришной. Обык-

новенный человек скажет, что они вели себя недостойно, но

преданные считают, что гопи заслуживают поклонения, и

даже Сам Господь Чайтанья — а Он был очень строгим сан-

ньяси — считал их служение наивысшим. Поэтому ни в коем

случае не следует обсуждать раса-лилу в присутствии обык-

новенных людей, поскольку они не смогут ее понять, и лишь

наговорят оскорблений. Имея дело с обыкновенными людь-

ми, мы должны распространять Движение Сознания Криш-

ны таким образом, чтобы не создавать у них неправильных

представлений о нашем учении и не настраивать их против

нас. Прилагайте все силы к тому, чтобы продавать как мож-

но больше моих книг («Нектар санкиртаны», 4).

Шрила Прабхупада говорит: «В сущности любая деятель-

ность, мотивом которой является искреннее желание удовле-

творить Кришну, совершенна». Знакомя других с сознанием

Кришны, мы должны быть предельно честны. Мы должны

стараться удовлетворить Кришну, тогда мы будем распро-

странять Движение сознания Кришны, представляя его та-

ким, как оно есть. Именно это делал Прабхупада. Если мы

хотим, чтобы людей влекло к Кришне, мы должны давать им

нечто настоящее, и книги Шрилы Прабхупады — это насто-

ящее. Поэтому Прабхупада говорил иногда, что мы должны

распространять его книги «всеми правдами и неправдами».

Но не следует истолковывать эти слова превратно и рассмат-

ривать их, вырывая из контекста. Это не значит, что цель

оправдывает средства и можно пойти на все, лишь бы кни-

гу купили. Это совершенно неприемлемо, даже принимая во

внимание, что вы даете настоящее. «Всеми правдами и не-

правдами» мы должны понимать так: нужно, не прибегая ко

лжи, делать все, что только в наших силах, чтобы убедить

человека взять книгу.

Что касается спора о методах распространения книг — ты

прав, мы должны действовать честными методами. Важно,

чтобы преданные пользовались в обществе репутацией чест-

ных людей. Если мы совершаем действия, из-за которых

окружающие начинают относиться к нашему Движению ме-

нее уважительно, это очень нехорошо. Нельзя допускать,

чтобы наше Движение теряло свое доброе имя. Примене-

ние нечестных методов следует прекратить, поскольку это

подрывает нашу репутацию по всему миру. Деньги, предна-

значенные для того, чтобы кормить людей в Индии, надо

собирать только в рамках осуществляемой ИСККОН про-

граммы продовольственной помощи, а не под какими-то дру-

гими предлогами. И все эти деньги, до последнего фартинга,

отсылайте в Индию. Или, еще лучше, закупайте продукты

у себя и отправляйте их сюда морским путем, а мы ор-

ганизуем их доставку нуждающимся. Но каждый фартинг,

собранный на эти цели, нужно на эти же цели и тратить

(«Нектар санкиртаны», 4).

Очень важно понять этот принцип. Мы должны думать и

о распространении книг, и о том, чтобы не испортить себе

репутацию. Нет смысла усиливать первое за счет второго.

Иногда распространители книг собирают пожертвования для

программы «Пища для жизни», а за счет этих пожертвова-

ний раздают книги. Но Шрила Прабхупада недвусмысленно

запрещает тратить деньги, собранные для программы продо-

вольственной помощи, на другие цели. Этого ни в коем слу-

чае нельзя делать! Нужно найти другой способ.

Наша деятельность многогранна, и мы можем рассказать

людям о ней: о программе «Пища для жизни», о

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 288