Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Моим ученикам (письма), 1й выпуск - Страница 4

что все сущее связано с Кришной, прино сит человеку умиротворение и избавляет его от страха». На начальной стадии преданного служения мы иногда ощу- щаем этот вкус сознания Кришны, и тогда все наши беспокойства рассеиваются. Однако эти проблески вкуса очень редки, а беспо- койства мы ощущаем почти все время. Вот почему мы находим в наших книгах так много примеров, вдохновляющих нас добро- вольно терпеть различные беспокойства ради служения Кришне. Так, в «Шримад-Бхагаватам» (8.7.44) сказано: «Говорится, что почти все великие святые добровольно шли на страдания, чтобы облегчить страдания обычных людей. Это считается высшим методом поклонения Верховному Господу, пребывающему в сердце каждого живого существа».

А в комментарии к стиху 2.9.24 из «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет: «Тот, кто совершает аскезу, должен иметь твердую реши мость во что бы то ни стало вернуться домой, к Богу, и во имя достижения этой цели быть готовым на любые жертвы. Даже для того, чтобы добиться материального благополучия, уваже ния, славы и почета, нужно предаваться суровой аскезе — без этого в материальном мире невозможно стать сколько-нибудь заметной личностью. Но зачем же нужна суровая аскеза тому, кто стремится достичь совершенства в преданном служении? Легкая жизнь и совершенство в познании духовной науки несов местимы. Господь умнее любого живого существа, поэтому Он хочет видеть, насколько искренне пре- данный относится к своему служению. Господь Сам или через истинного духовного учителя дает преданному указания, и вы- полнять эти указания любой ценой — суровая аскеза. Тот, кто следует этому принципу, несом ненно, достигнет успеха и обретет милость Господа». Аскеза — это добровольный отказ от материальных удобств ради достижения высшей цели. В приведенном выше ком- мен тарии Шрилы Прабхупады ясно сказано, что, совершая аскезу в сознании Кришны, мы непременно достигнем успеха на духовном пути. Когда мы слушаем наставления Шрилы Прабхупады и общаемся с возвышенными преданными, у нас появляется вдох но вение и дальше сносить все трудности на пути служения Кришне и развивается вера в то, что когда-нибудь мы тоже достигнем совершенства на этом пути. Слушать о Кришне из авторитетных источников — это наилучший способ духовно развиваться, ибо слушание как ничто другое влияет на наше сознание. С другой стороны, если мы придаем слишком большое значе- ние своим проблемам, то начинаем искать прибежища в чем-то другом и постепенно наше желание служить Кришне пропадает.

Нельзя, чтобы это желание служить угасало в нас. Пока у нас есть вдохновение служить Кришне, то есть совершать самую возвышенную аскезу, нам не придется силой заставлять себя заниматься преданным служением. Поэтому обязанность лиде- ров нашего Общества — своей искренней проповедью и хорошим примером вдохновлять преданных служить Кришне. В одной из бесед Шрила Прабхупада объясняет разницу между добровольным служением и служением по принуж дению: «Итак, естественное сотрудничество — это бхакти, а принуди- тельное — карма. И то, и другое выглядит очень похоже. И карми, и бхакты работают. Карми печатает на машинке, и бхакта печатает. В чем же тогда разница? Разница в том, что карми делает это по принуждению. Шеф сказал ему: „Ты должен выполнить эту работу, иначе не получишь зарплаты”. Но бхакта трудится, чтобы доставить удовольствие Кришне, чтобы прос лавить Его. Стало быть, хотя карми и бхакта могут делать одну и ту же работу, то, что делает бхакта, отличается от того, что делает карми» (из беседы со Шьямасундарой). Таким образом, если у живого существа нет бхакти, ему придется служить по принуждению. Таков материальный мир. Все здесь вынуждены бороться за существование. И все вынуждены кому-то служить: граждане определенной страны — своему правительству, дети — родителям, жены — мужьям, работники фирм — своим владельцам и т.д. Однако бхакти — это нечто совсем другое. Оно пробуждается в процессе слушания о Кришне. Пока бхакти еще не пробудилось в нас полностью, духовный учитель старается занимать нас так, чтобы мы все время оста ва- лись в хорошем духовном состоянии, то есть всегда добро вольно старались прилагать усилия в служении Кришне. Он знает, когда на нас нужно немного нажать, а когда нет. Шрила Прабхупада всегда и во всем показывал идеальный

пример. Поэтому я решил обратиться к его письмам и посмо- треть, что он говорил ученикам, у которых возникали трудности в служении. Безусловно, в некоторых случаях Шрила Прабхупада буквально резал по живому. Но в приведенном ниже письме он обращается к ученику, который страдает от большой перегру- женности и оттого находится в сильном беспокойстве. Пра бху- па да не только снял с этого ученика лишнюю нагрузку, но и напомнил ему о нашей конечной цели, чтобы преданный не перес та вал прилагать усилия ради ее достижения. «Дорогой ** дас, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 10 декабря 1972 года, и меня встревожило то, что ты пребываешь в таком сильном беспо- койстве. Не нужно ни о чем беспокоиться. Никаких поводов для беспокойства нет. Ты делаешь все возможное, чтобы служить Кришне, и это очень хорошо. Не впадай в отчаяние, иначе ты лишишься энтузиазма, и тогда все

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2