Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Патита Павана пр - Моя жена - Богиня - Страница 7

как самый тонкий аспект совместимости — это совместимость в мировоззрении. Итак, в «Бха- гавад-гите» описывается, что сознание проходит в своем развитии пять этапов: саттва, дхарма, атма, параматма и бхагаван. Разберем их все по порядку.

Саттва

Это уровень, на котором сознание стремится к чистоте. Любая грязь доставляет такому человеку беспокойство. Он видит отличие чистого от грязного и всегда стремится держаться ближе к чистому. Что происходит на этом уровне? От постоянного поиска чистоты, от постоянного соприкосновения с чистотой человеку просто приходится очиститься самому, что дает ему возможность перейти на следующий уровень развития.

Современному человеку кажется, что люди раньше были отсталыми, у них ведь даже не было электричества. Но посмотрите на литературу, которую дал тот же Вьяса- дева. Это работа совсем не отсталой личности! Какое современное произведение можно сравнить с той же «Бхагавад-гитой», к которой мы обращаемся в нашей лекции? Это суперкниги мудрости, которые не рождаются

просто оттого, что человек купил себе компьютер, спутниковую навигацию или унитаз, делающий автоматически медицинские анализы. Такие книги — признак действительно развитого интеллекта.

Умиротворенная, саттвичная атмосфера — это то условие, при котором сознание человека начинает естественно подниматься.

Прогресс означает прогресс сознания. Бывает так, что не очень образованная личность обладает достаточно высоким сознанием, в то время как другая, внешне очень образованная, обладает чрезвычайно низким сознанием. Поэтому первостепенно не количество заложенной в память информации, а уровень сознания человека.

Кроме того, уровень чистоты в первую очередь касается чистоты семейных отношений. По тому, насколько чисты отношения в межполовом плане, можно судить о развитии человеческого общества. Фактически прогресс должен быть привязан к уровню возвышенности семейных отношений. Это то, что делает нас либо полноценными людьми, либо настоящими животными.

Институт брака отвечает за общую стабильность общества. Это система, при которой муж и жена добровольно отказываются

г от своей свободы, заручившись согласием других членов общества и призвав в свидетели самого Бога. Все это создает условия, при которых дети могут получить воспитание, котрое сотворит из них действительно мудрых людей, отличающих добро от зла, чистоту от грязи, возвышенное от низкого. К сожалению, сегодняшнее состояние дел в области межполовых отношений порождает мысли, что мало изобретать все новые и новые способы потратить свои деньги в то время, когда из нашей жизни уходят такие проверенные качества характера, как терпимость, верность, честность, ответственность и последовательность. Истинный прогресс должен проявляться в первую очередь в институте брака. Если соответствия нет, возможно, это и не прогресс вовсе, а обыкновенное хулиганство...

Дхарма

Уровень дхармы — это понимание своих обязанностей, и не просто понимание, а огромное желание их исполнять. Несмотря на то что человек попал на этот уровень, пройдя этап чистоты, в какой-то мере ему надо отказаться от предыдущего уровня, чтобы полноценно исполнять свои обязанности на

уровне дхармы. Да, исполняя свои обязанности, нам приходится совершать много всего неприятного, иногда не совсем чистого, но это тот уровень, который позволяет совершить концептуальный прорыв в развитии человека.

Например, человек должен ухаживать за маленькими детьми или старыми родителями, и это не всегда очень чистые действия, но это и святая обязанность, которая его очищает. Поэтому уровень дхармы иногда называют уровнем социального чуда, а чудо состоит в том, что на уровне дхармы даже нечистые действия становятся очистительными. Полностью меняется природа вещества, грязное становится чистым, и это можно понять на примере своей собственной жизни.

Атма

Пройдя уровень заботы о телах своих родных и близких, человек начинает понимать, что просто забота о теле без заботы о душе не имеет большого смысла. Забота о теле приносит радость временную, а забота о душе приносит радость вечную. Поэтому, желая высшего блага всем живым существам, человек начинает учиться заботиться

и о своей душе, и о душах всех окружающих. Он начинает понимать устройство живого существа, а значит, отличие души от тела. Такой человек начинает искать знание о душе, он спрашивает о душе, говорит о душе, пытается понять душу. Так человек встает на путь духовного развития. Фактически причина даже этой лекции — это наше желание поговорить о возвышенном, а значит, и о душе тоже. Поэтому-то мы и опираемся на такой трактат, как «Бхагавад-гита», в котором науке о душе посвящена целая глава. В этом плане «Бхагавад-гита» является совершенным психологическим произведением, так как изначальное предназначение психологии как раз состоит в изучении души. Но душу невозможно придумать, это не теоретическая концепция, рожденная в умах ученых. Душа реальна, и изучать ее надо по произведениям, способным дать полное представление об этом самом тонком явлении нашего мира. Фактически даже не нашего.

Я скажу об этом совсем немного, но суть понимания души состоит в том, что устройство нашего тела сложное, и состоит оно из тела как такового и души. Тело состоит из материи, а душа — из антиматерии.

Фактически наше тело — это скафандр для инопланетянина, которым душа и является. Она приходит сюда из другого мира, который иногда называют Вайкунтхой, или миром, где нет беспокойств. И чтобы здесь не погибнуть от неподходящей среды, состоящей из постоянных беспокойств, ей приходится надевать скафандр, который и должен принять на себя все внешние неприятности. Поэтому нам всем

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5