Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Боги, облеченные в плоть. Боги, воплощенные в камне - Страница 7

из дерева или камня. Бог и Его энергия едины, к тому же, с точки зрения Абсолюта, двойственности духа и материи просто не существует, а есть лишь разнообразные проявления духа. И поскольку, в определенном смысле, Бог есть все, то следовательно, Он может без труда проявиться в материи. Он способен, так сказать, превратить материю в дух. Таким образом, хотя Бог и не является камнем или деревом, Он может в полной мере проявиться в форме, сделанной из камня или дерева. Все духовное и материальное образованно всесильной энергией Бога. Хотя энергия Кришны едина, она действует в трех направлениях: в качестве Его внутренней энергии (антарангашакти), она образует трансцендентное царство Бога, духовный мир; в качестве внешней энергии (бахиранга-шакти), она создает материальный мир; и в качестве пограничной энергии (татастха-шакти), она служит источником возникновения великого множества индивидуальных душ, джив, которые занимают "пограничное" положение, поскольку могут существовать с среде либо внутренней энергии, либо внешней. Хотя производные внутренней и пограничной энергий именуются "духовными", а продукты внешней энергии -"материальными", в конечном счете все духовно, поскольку все сущее так или иначе связано с Кришной, являясь проявлением Его энергии. Термин "духовный" означает "связанный с Богом", а термин "материальный" значит "отделенный от Бога". И поскольку в действительности все связано с Богом, то материи просто не существует. Тем не менее, условно, внешнюю энергию называют "материальной", так как она заставляет опутанные ее чарами души думать, что она не связана с Богом. Под влиянием внешней энергии мы утрачиваем способность видеть связь между нами, окружающими нас людьми, предметами и Богом. В результате, создается иллюзия материи. Эта иллюзия предназначена для тех, кто желает быть независимым от Бога, что само по себе онтологически невозможно. Кришна может также и избавить от влияния этой иллюзии тех, кто хочет этого. В этом случае, повинуясь Его воле, та же самая энергия, которая прежде отделяла живое существо от Бога, становится связующим звеном между ними. Так, благодаря своему могуществу, Кришна преобразовывает внешнюю энергию во внутреннюю. В качестве иллюстрации к этому, Прабхупада приводил пример электротехника, который соответствующим образом приспосабливает электроэнергию либо для охлаждения, либо для нагревания. Когда "материя" используется для того, чтобы связать живое существо с Кришной, она берет на себя роль внутренней энергии или духа. Следовательно, если Бог, по доброте своей, предстает в образе божества в храме, становясь доступным для материально ограниченных чувств поклоняющегося, то в этом случае происходит трансформация материи в дух. Прабхупада неоднократно подчеркивал следующее: "Господь в образе арча-мурти, формы, сделанной из материальных элементов, нематериален, поскольку, как утверждается в Бхагавад Гите, сами эти элементы, хотя и отделенные от Господа, представляют собой фрагменты Его энергии. Поскольку материальные элементы -это энергия Господа, и так как между энергией и ее источником не существует разницы, то Господь может проявиться в любом из элементов. Воздействие солнца проявляется через его лучи, несущие тепло и свет самого солнца; подобно этому Кришна, посредством своей непостижимой энергии, может проявить свою изначальную духовную форму в любом материальном элементе, включая камень, дерево, краску, золото, серебро и драгоценные камни... Шастры предостерегают нас: ачарья вишнау шила-дхих -арча-мурти, Божество в храме, ни в коем случае нельзя считать камнем, куском дерева или другим материльным предметом...Тем не менее, обывателю будет казаться, что Божество сделано из камня, дерева или другого материала. Но, поскольку источником всех материальных элементов в конечном счете является Верховное Духовное Существо, то фактически не существует ничего материального."

Итак, согласно теологии гаудия-вайшнавизма, иллюзия материи исчезает, как только спадает пелена невежества. В то же время, это вовсе не означает, что вместе с этим исчезает и сам наблюдаемый нами мир. Напротив, все сущее предстает в истинном свете, как дух, как энергия Господа, одновременно единая с Ним и отличная от Него.

Бог нисходит в этот мир в образе арчаватары по просьбе своих чистых преданных, которые всей душой стремятся помочь духовно отсталым людям избавиться от влияния невежества. Бог милостиво приходит к нам в форме арчи, становясь доступным даже для материально ограниченных органов чувств, и тем самым дает преданным возможность полностью погрузиться в преданное служение телом, умом и чувствами. Преданные, со своей стороны, обязанны старательно служить Божеству, оказывать Ему должное подчтение и внимание. В одном из писем, затрагивающих тему поклонения, Прабхупада пишет своему ученику: "Итак, выполняй все надлежащим образом. Я пригласил Кришну прийти к вам и поэтому нельзя допускать, чтобы с Ним неподчтительно обходились. Я ввел эту систему поклонения Божествам среди неверующих, атеистов, млечхов, яванов, и я молю Кришну: "Я пригласил тебя прийти сюда, и, поскольку ты находишся в их сердцах, пожалуйста, надели их достаточным разумом, чтобы они смогли служить Тебе, не причиняя неудобств"... Никогда не смотри на Божество как на камень или кусок дерева. Каждый поклоняющийся должен помнить, что Кришна лично присутствует в храме в форме Божества. Просто Он милостиво предстал перед нами таким образом, чтобы мы смогли Его увидеть. Это Его милость. Подругому Он недоступен."

Присутствие Божества делает храм в буквальном смысле божьим домом. Преданные, которые живут с Господом,

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5