их сердца плавились от любви. Они любили своих детей очень сильно, но при этом каждая из них больше любила Кришну.
Махараджа Парикшит был удивлен: «Как это возможно? Как кто-то может любить чужого ребенка больше, чем своего?»
Но Шукадева Госвами объяснил это тем, что Кришна является жизнью всех жизней. Он — Параматма в сердце каждого. Каждое живое существо является проявлением Кришны, Его составной частью. Кто бы ни привлекал наше сердце своими качествами, все это происходит только потому, что он является частицей Кришны. Кришна — единственный объект любви каждого. Природа души — любить Его. Душа не может любить никого, кроме Кришны, потому что Он — Всепривлекающий. Кришна — корень, источник любви каждого. И Кришна — единственный объект любви каждого. Поэтому, чем больше гопи любят Кришну, тем больше у них сил любить и своих детей, и других живых существ. Таков закон вселенской любви: ровно до той степени, до какой вы любите Кришну, у вас есть силы по-настоящему любить каждое живое существо. Поэтому по мере того, как любовь к Кришне пробуждается в нашем сердце, наша любовь ко всем остальным тоже усиливается.
Бхактивинода Тхакур говорит, что когда любовь в сердце направлена на Кришну, она называется премой. Но когда та же самая любовь направлена на обычные живые существа, она принимает форму сострадания. Невозможно любить Бога, не имея сострадания к живым существам. Если мы не проявляем сострадания к другим живым существам, это значит, что в нашем сердце нет настоящей любви. Если вы любите Кришну, то вы будете видеть все живые существа, как Его частицы. Если вы любите Кришну, то единственным мотивом в вашем сердце будет желание удовлетворить Его своим служением.
Кришна снова и снова приходит в этот мир только для того, чтобы проявить Свое сострадание к обусловленным душам. Таков закон любви — сострадание. Если вы любите Кришну, то будете любить всех остальных.
Таким образом Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту, как гопи любят своих детей, и как они больше всего на свете любят Кришну.
Гопы и гопи хотели любить Кришну, как своего единственного сына. Это было их горячим желанием. Однако они нисколько не завидовали Нанде и Яшоде. Самым большим счастьем в их жизни было созерцать счастье и удачу Нанды и Яшоды, получивших величайшее благословение Господа: Сам Кришна жил в их доме, и Яшода кормила Его молоком, которое было олицетворением ее любви. У всех гопов и гопи, у всех коров, которые любили Кришну больше, чем своих телят, сердца танцевали в экстазе, когда они видели счастье Нанды и Яшоды. Не имея даже тени зависти в своем сердце, они молились Господу, чтобы Господь дал им возможность служить Кришне. В духовном мире даже острые, горячие желания не являются негативным чувством. В этом мире, если у вас чего-то нет, и вы горячо жаждете это получить, рано или поздно полученное станет источником разочарования. Но в духовном мире горячее желание только увеличивает радость вашего сердца.
В ответ на желание всех гопов, гопи и коров Вриндавана Кришна распространил Себя в точные копии каждого мальчика и каждого теленка со всеми особенностями их тел и характеров. Мальчиков и телят было великое множество, но для Кришны это не составило никаких трудностей. В конце концов, все эти мальчики-пастушки — проявление Его божественной энергии и Его неотъемлемые частицы. Само их существование вызвано желанием Кришны.
Вместе со всеми этими мальчиками-пастушками и телятами Кришна вечером вернулся в деревню. Все выглядело по-настоящему: мальчики трубили в свои рожки, играли на флейтах, а маленькие телята мычали. Но когда коровы увидели своих телят, слезы полились из их глаз. Они облизывали телят снова и снова и не могли остановиться — именно так коровы проявляют свою любовь к телятам. Их сердца переполняла любовь. Матери мальчиков на этот раз встречали своих сыновей с необыкновенной любовью. Они обнимали их, угощали самым лучшим пра-садом, умащали сандаловой пастой. Несмотря на то, что дети были уже большими, у гопи вдруг из груди полилось молоко. Их глаза наполнились слезами, когда они обняли своих детей. А пастухи снова и снова нюхали головы своих сыновей. Все пребывали в полном восторге.
Коровы во Вриндаване тоже мечтают кормить Кришну своим молоком, так же, как мама Яшода. И теперь они получили эту возможность. Они могли давать свое молоко телятам, которые на самом деле были Кришной! И Кришна в образе этих телят наслаждался этим молоком.
Вриндаван — это чинтамани-дхама, место, где все желания любить и служить Кришне исполняются.
И так продолжалось целый год.
В «Гарга-самхите» говорится, что в этот год все молодые гопи, вышедшие замуж за гопов, в течение целого года оказались замужем за Кришной!
На протяжении всего этого года никто даже на секунду не заподозрил, что мальчики и телята были кем-то другим, а не собственными детьми гопи и телятами вриндаванских коров. Никто не заметил разницы. А разница была лишь в том, что все они любили своих детей также, как раньше любили Кришну, и не могли понять, почему. Таков Кришна. Он может удовлетворить желания всех и каждого одновременно.
Но в этом мире,