Рассмотрим эту тему более подробно.
Нынешнее физическое тело — это результат наших поступков в прошлых воплощениях. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (13.22):
«Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни».
Это означает, что нынешнее тело — результат нашего соприкосновения с тремя гунами материальной природы. Поэтому тело также называют карана-шарирой, или причинным телом.
РАЗДЕЛ 4. ЛАКШАНА-И ВЬЯНДЖАНА-НИМИТТА
пурушах пракрити-стхо хи бхункте пракрити-джан гунан
каранам гуна-санго `сйа сад-асад-йони-джанмасу
В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.21.15) Шрила Прабхупада пишет: «Лицо называют зеркалом души. Склад ума человека отражается в чертах его лица. Внешность каждого человека зависит от поступков, которые он совершал в прошлом, так как именно прошлая деятельность живого существа определяет форму и особенности его следующего тела, будь то тело человека, животного или полубога. Это доказывает факт переселения души из одного материального тела в другое».
Однако карана-шариру можно использовать для духовного освобождения, или садхана-бхакти. Это означает, что то же самое тело становится садхана-шарирой.
Другими словами, лакшана — это то, с чем мы рождаемся, или то, чем мы являемся. Это невозможно поменять. Даже если вам удастся изменить внешность с помощью пластической хирургии, вы не избавитесь от кармы в тонком теле. Важно понять, что вы можете использовать обусловленное положение, в котором оказались, для духовного освобождения.
Мы получаем лакшану, так же как и вьянджану, не только в процессе рождения. Они также проявляются в разное время как примета, предвещающая наступление события. В этой связи можно найти много примеров в священных писаниях.
Великий преданный Хануман увидел мать Ситу в ашока-ване и узнал ее по некоторым знакам (вьянджана). Об этом рассказывается в «Рамаяне».
Есть другой пример в «Рамаяне» (48-я глава Юддха-каиды), в котором мать Сита описывает свои собственные благоприятные знаки. Демоны на пушпака-вимане привезли мать Ситу на поле жестокого сражения. Они хотели убедить ее, что Господь Рамачандра и Лакшман убиты, хотя на самом деле они временно лишились чувств после атаки оружия Индраджита.
Хануман подумал: «Это, должно быть, мать Сита!»
В это мгновение мать Сита выразила удивление: «Разве это может быть правдой, если на моем теле присутствуют все благоприятные знаки, которые предвещают, что меня и моего мужа Господа Рамачандру коронуют на царство?»
Мать Сита говорит, что:
1. Знак цветка лотоса на подошве стопы указывает, что ее мужа возведут на престол и она станет царицей.
2. Ее брови ие срастаются на переносице.
3. Ее бедра широкие и округлые.
4. Ее зубы расположены ровными рядами.
5. Ее глаза, щеки, руки, иоги, кожа и бедра отличаются безупречностью.
6. Ее ногти правильной округлой формы.
7. Ее пупок глубокий с толстыми и высокими краями.
8. Цвет ее тела красный.
9. Волосы ее мягкие.
Кроме перечисленных выше знаков на теле, известных мудрецам, мать Сита говорит, что:
1. На средней фаланге ее пальцев есть знак пшеничного зернышка.
2. Ее пальцы прямые и ровные (то есть между фалангами пальцев нет зазоров).
3. Подошвы ее стоп такого же цвета, как и цвет ее тела.
4. Очаровательная улыбка — ее украшение.
Перечислив эти признаки, мать Сита доказала, что дурная новость о гибели супруга и его брата — неправда. И, следовательно, это иллюзия, созданная демонами.
В «Шримад-Бхагаватам» описываются другие примеры лакшаны.
«Его ключицы были покрыты мышцами, грудь была широкой и выпуклой, пупок глубоким, а живот пересекали прекрасные линии. Его руки были длинными, а вьющиеся волосы обрамляли его прекрасное лицо. Он был обнажен и цветом тела напоминал Господа Кришну» (Шримад-Бхагаватам, 1.19.27).
шйамам садапивйа-вайо-’нга-лакшмйа стринам мано-джна(гйа)м ручира-смитена пратйуттхитас те мунайах свасанебхйас тал-лакшана-джна(гйа) сиги гудха-варчасам
«Цвет его кожи был темен, а сам он был прекрасен юношеской красотой. Совершенство его тела и обаятельная улыбка привлекали к нему женщин. Хотя он и старался скрыть свое естественное величие, великие мудрецы, собравшиеся там, были искушены в физиономистике и потому почтили его, поднявшись со своих мест» (Шримад-Бхагаватам, 1.19.28).
Кто может быть прекраснее, чем Шри Кришна, Верховная Личность Бога? Господь Кришна притягателен для всех. Миллионы
преданных в бесчисленных писаниях прославляют чудесные черты трансцендентного тела Господа, и все же это не более чем песчинка в океане Его красоты!
Мы попытаемся описать красоту Господа, потому что без этого настоящий раздел книги будет не только неполным, но и бесполезным.
панча-диргхах панча-сукишах сапта-рактах шад-уннатах
три-храсва-притху-гамбхиро дватримшал-лакшано махан
«Тридцать два признака махапуруши, великой личности, таковы: пять частей Его тела большие, пять — нежные; семь — розовые, шесть — приподнятые, три — маленькие, три — широкие и три — глубокие. Пять больших — это нос, руки, подбородок, глаза и колени. Пять нежных — это кожа, кончики пальцев, зубы, волоски на теле и волосы на голове. Семь розовых — глаза, подошвы стоп, ладони, небо, ногти, а также верхняя и нижняя губы. К шести приподнятым относятся грудь, плечи, ногти, нос, талия и рот. Три маленьких — это шея, бедра и детородный орган. Три широких — талия, лоб и грудь. И наконец, три глубоких — это пупок, голос и натура. Все вместе эти тридцать две характеристики составляют отличительные признаки великой личности. Данный список взят из „Самудрики"» (Чайтанья-чаритамрита, Ади, 14.15, и комм.).
Сегодня стало популярным, особенно в Индии, называть любого человека воплощением Бога. Но, изучая черты тела Господа и рассказывая о них