Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 102 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 102

Кришна описывает результаты, которые ожидают человека, преодолевшего гуны природы.

ТЕКСТ 20

Преодолев влияние этих трех гун, которые связаны с материальным телом, воплощенное живое существо перестает испытывать страдания, сопряженные с рождением, старостью и смертью, и вкушает нектар уже в этой жизни.

Человек, преодолевший влияние гун природы, избавляется от страданий и радостно живет духовной жизнью.

В следующем стихе Арджуна задает три вопроса, касающиеся преодоления гун природы. На эти вопросы Кришна отвечает в стихах с 22 по 25.

ТЕКСТ 21

Арджуна спросил: О мой Господь, по каким признакам можно узнать того, кто вышел из-под влияния этих трех гун? Как он ведет себя? И каким образом освобождается от их власти?

Шрила Баладева Видьябхушана разъясняет вопросы Арджуны, перефразируя их. Первый вопрос Арджуны связан с тем, какие именно признаки трансцендентности начинают проявляться в человеке, на которого больше не оказывают влияние гуны. Вопрос в трактовке Баладевы Видьябхушаны звучит так: «Как понять, что человек уже преодолел гуны?» Второй вопрос («Как такой человек ведет себя, каковы его поступки?») означает следующее: «Действует ли человек по собственной воле, независимо, или его действия регламентируются определенными правилами?» Третий вопрос звучит так: «С помощью какой практики человек поднимается на трансцендентный уровень?»

Кришна отвечает на эти вопросы до конца данной главы.

ТЕКСТЫ 22–25

Верховный Господь сказал: О сын Панду, про того, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они появляются, и кто не жаждет обрести их, когда они исчезают; кого не выводит из равновесия воздействие материальных гун, кто остается безучастным и трансцендентным, ибо знает, что все совершается этими гунами; кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю; кто не видит разницы между горстью земли, камнем и слитком золота; кто одинаково встречает желанное и нежеланное; кто остается непоколебимым, одинаково принимая осуждение и похвалы, бесчестье и почет; кто одинаково относится к друзьям и врагам; кто отрекся от всей материальной деятельности, – про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы.

Этими стихами Кришна отвечает на два вопроса Арджуны. Ответ на первый вопрос, содержащийся, в основном, в тексте 22, разъясняет, что трансценденталист не обеспокоен гунами природы. Он свободен от навязчивых идей и зависти и с безразличием относится к их натиску. Таковы признаки того, кто не подвержен влиянию гун.

В комментарии к данному стиху Шрила Прабхупада пишет: «Пока человек считает себя телом, целью всех его действий будет удовлетворение собственных чувств, но, развив в себе сознание Кришны, он естественным образом перестает удовлетворять свои чувства. Душе не нужно материальное тело, и у нее нет никакой необходимости удовлетворять его прихоти. Гуны материальной природы будут продолжать действовать в теле, но человек, осознавший себя вечной душой, остается к этому безучастным. Как развить в себе такую безучастность? Для этого нужно освободиться от желания наслаждаться гунами, равно как и от желания избавиться от тела. Так, поднявшись на духовный уровень, преданный естественным образом обретает освобождение. Ему нет нужды прилагать особые усилия, чтобы выйти из под влияния материальных гун».

На следующий вопрос: «Как ведет себя такой человек?» отвечают стихи 23–25. Такой человек одинаково расположен ко всем и видит всё в единстве, ибо осознал, что не имеет ничего общего с материальным бытием. Такая личность никогда не поступает по собственной прихоти. Напротив, полностью предавшись Кришне и оставаясь отстраненным от гун, он с полной решимостью исполняет свои обязанности в сознании Кришны.

Хотя и может показаться, что ответы на эти два вопроса похожи, между ними есть тонкие отличия. Как таковые, сами симптомы (стих 22) видит только сам человек, тогда как поступки (стихи 23–25) заметны для окружающих.

Суть остается прежней: душа, которая посредством знания о гунах природы освободилась от их влияния, отрешена от материи и натиска гун природы.

Кришна завершает данную главу обсуждением бхакти, которая представляет собой метод преодоления влияния гун. Тем самым Господь отвечает на третий вопрос Арджуны из двадцать первого стиха.

ТЕКСТ 26

Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана.

Знание о гунах постепенно делает человека невозмутимым. Однако человек, погруженный в преданное служение, незамедлительно и без дополнительных усилий преодолевает гуны и проявляет признаки, описанные в стихах 22–25. Слово авйабхичaрена указывает на желание служить только Кришне. Преданный служит исключительно Кришне и, соответственно, не имеет возможности служить гунам природы. Таков прямой процесс возвышения над гунами. Поэтому он незамедлительно достигает уровня Брахмана, где гуны природы не имеют над ним власти. На этом уровне, который полностью духовен и находится вне гун природы, начинается чистое преданное служение.

В комментарии ко второму стиху этой главы Гиты Шрила Баладева Видьябхушана утверждает, что такое знание обретается через «поклонение стопам духовного учителя». Почему? Дело в том, что настроение слуги, которое противоположно настроению повелителя, растворяет клей, которым мы приклеены к материальному миру. Если человек думает про себя: «Я слуга своего гуру» и принимает его наставления всерьез, он освобождается от майи. Гуны природы могут подкидывать множество соблазнов, но ученик, предавшийся гуру, следует наставлениям духовного учителя и не обращает внимания на провокации гун природы. Именно преданность и служение, а не умение (как у гьяни) видеть различия между гунами и чистой душой, выводит преданного на уровень