Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 71 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 71

представляют себе, как Кришна, который появляется в этом мире в облике человека, может держать под Своим контролем бесконечно большое и бесконечно малое, чистые преданные Господа принимают это как данность, ибо знают, что Кришна – Верховная Личность Бога. Поэтому, безраздельно предавшись Ему, они посвящают себя деятельности в сознании Кришны, преданному служению Господу».

Что же становится с теми, кто вследствие своих заблуждений глумится над обликом Кришны?

ТЕКСТ 12

Заблудшие и сбитые с толку, они придерживаются демонических, безбожных взглядов, и потому их надежды на освобождение никогда не сбываются, а все их попытки преуспеть и обрести знание постигает крах.

Мы можем пытаться получить освобождение, занимаясь аштанга-йогой, или мечтать о богатствах, проводя ритуалы карма-канды, или стремиться обрести знание и понимание Брахмана через гьяна-йогу, однако, как объясняет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, любые попытки достичь успеха на этих путях будут сведены на нет, если человек считает форму Кришны материальной. Никто не может добиться успеха, если отказывается признать тело Кришны трансцендентным.

Один современный политик написал комментарии на «Рамаяну», где он говорит, что Господь Рамачандра, выступая в роли кшатрия и сражаясь за Ситу, доказывает вездесущность гун материальной природы. Каким образом? «Поскольку, – утверждает автор тех комментариев, – действуя на такой манер, Господь показывает нам, что, даже когда в материальный мир нисходит Сам Бог, Его начинают контролировать гуны природы». Насколько же это глупое утверждение! Как возможно, чтобы Бога контролировали Его собственные энергии?

Чаяния, знание и желание достичь результатов труда того, кто разделяет эти взгляды, уничтожаются такими неподобающими, нелогичными и демоническими умозаключениями. Особенно это относится к майявади, которые утверждают, что Брахман, подвергшись влиянию гуны благости, превращается в воплощение, или ишвару.

Но что происходит с теми, кто принимает Кришну таким, каким Он явил Себя?

ТЕКСТ 13

О сын Притхи, те же, кто свободен от заблуждений, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они служат Мне с любовью и преданностью, ибо знают, что Я Верховная Личность Бога, изначальная и неистощимая.

Шрила Прабхупада так описывает махатм, людей, свободных от заблуждений и находящихся под влиянием божественной природы: «Все внимание махатмы сосредоточено на Кришне, ибо он до конца осознал, что Кришна – это изначальная Верховная Личность, причина всех причин. У него в этом нет никаких сомнений. Стать махатмой, великой душой, можно, общаясь с другими махатмами, чистыми преданными Господа. Чистых преданных не привлекают другие образы Кришны, такие, например, как четырехрукий МахаВишну. Все их внимание сосредоточено на двурукой форме Кришны».

Чем же занимаются эти великие души и как они служат Господу?

ТЕКСТ 14

Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментирует этот стих так: «Махатма всегда служит Кришне и прославляет Его, не придавая значения ни месту, ни времени. Он склоняется перед Ним и с великой решимостью повторяет на четках определенное число кругов. Слово тат в данном стихе употребляется дважды. Повторение указывает на то, что вся деятельность махатмы посвящена исключительно Кришне, и никому другому».

В этой части Гиты мы узнали о тех, кто поклоняется Кришне, а также о тех, кто этого не делает. В пятнадцатом стихе Кришна перечислит три категории людей, которые поклоняются Ему не напрямую. Такие люди не осознают, что, занимаясь своей духовной практикой, они поклоняются Кришне.

ТЕКСТ 15

Другие, те, чья жертва состоит в обретении знания, поклоняются Верховному Господу как тому, кто един и неделим, кто распространяет Себя во множество образов и принимает вселенскую форму.

В своем комментарии Шрила Прабхупада упоминает три уровня поклоняющихся Кришне: 1) махатмы; 2) сукритинах (упомянутые в Гите, 7.16) и 3) три категории гьяни, которые поклоняются Абсолютной Истине. Именно об этих гьяни и говорит данный стих. Прабхупада так описывает этих людей: «…их разделяют на три категории: 1) тех, кто поклоняется себе как Всевышнему, считая себя неотличным от Господа; 2) тех, кто создает некий образ Господа в воображении и поклоняется ему, и 3) тех, кто поклоняется вишварупе, вселенской форме Верховной Личности Бога. Среди них преобладают те, кого относят к низшей категории, то есть те, кто поклоняется себе как Верховному Господу и называет себя монистами. Считая себя Всевышним, такие люди поклоняются сами себе. Это тоже своего рода поклонение Богу, ибо они не отождествляют себя с материальным телом и понимают, что по своей истинной природе они духовны; во всяком случае, у большинства из них есть такое понимание. Как правило, имперсоналисты поклоняются Верховному Господу именно таким образом. Ко второй категории относятся те, кто поклоняется полубогам. Они воображают, что любой образ является формой Верховного Господа. К третьей категории относятся люди, чьи представления не выходят за пределы материальной вселенной. Они считают вселенную самым совершенным организмом, или существом, и поклоняются ей. Вселенная также является одной из форм Господа».

Первый тип гьяни, о котором говорится здесь, – это те, кто поклоняется себе как единому (экатвена) со Всевышним. Такой тип признаётся низшим среди остальных.

Несмотря на то, что такие люди являются монистами, их все равно причисляют к тем, кто поклоняется Богу, ибо они понимают, что вечны, и не считают себя материальным телом. Такой тип является самым распространенным.

Выше них стоят те, кто поклоняется полубогам, видя в них Всевышнего Господа (пртхактвена бахудхa).

Лучшими из трех типов считается тот, кто, рассматривая вселенную как высшее существо,

Навигация:

Страница 73
Страница 72
-- Страница 71 --
Страница 70
Страница 69