Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 76 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 76

слова Моего преданного оказались неправдой. Порой Я могу сознательно нарушить Мои собственные обещания и так дискредитировать Себя ради того, чтобы обеспечить исполнение обещания, данного Моими преданными. К примеру, вскоре, в сражении с Бхишмой, Я нарушу собственный обет ради того, чтобы он смог сдержать данное им слово. И если Я пообещаю что-либо сейчас, атеисты и любители логики будут смеяться надо Мной. Но им всерьез придется принять заявление Арджуны, ибо его слово нерушимо. Только по этой причине Я прошу именно Арджуну произнести это обещание“».

Далее Кришна продолжает прославлять путь бхакти.

ТЕКСТ 32

О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь наивысшей цели.

Данным стихом Кришна продолжает Свое обещание. Здесь также прославляется могущество бхакти: даже закоренелый грешник может очиститься, занимаясь преданным служением. В этом стихе Кришна говорит о людях низкого происхождения.

В следующем стихе говорится о тех, кто получил более высокое рождение.

ТЕКСТ 33

Что же говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне.

Кришна говорит: «Те, кто родился в простых семьях, очистятся через преданное служение. Что же говорить о тех, кто родился в семьях брахманов или благочестивых правителей!»

Как объясняет в комментарии Шрила Прабхупада, термин анитйам означает «не вечный». Описывая материальный мир, Кришна использует именно это слово, а не слово митхйa, «ложный». Майявади говорят, что этот мир иллюзорен, но Прабхупада пишет: «…из Бхагавад-гиты мы узнаём, что материальный мир не иллюзорен. Он преходящ». Искать счастья в месте, в котором всё временно, называется заблуждением.

Тридцать третий стих Кришна завершает словами бхаджасва мaм, «посвяти себя любовному служению Мне». В следующем стихе Кришна скажет, как это делать.

ТЕКСТ 34

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне.

Здесь Кришна дает четыре сокровенных наставления: 1) мат-манa?х: всегда думай обо Мне; 2) бхава мат бхакта?х: стань Моим преданным; 3) мат йaдж?: поклоняйся Мне; 4) намаскуру: кланяйся Мне.

Вначале Кришна говорит, что нам необходимо всегда думать о Нем. Недостаточно просто тяжело трудиться для Кришны, позволяя уму блуждать где угодно. Как указывает в своем комментарии Шрила Баладева Видьябхушана, Кришна здесь как бы говорит Арджуне: «Человек, который лишь на словах предан царю, или слуга царя, выполняя свои обязанности, в действительности думает о жене и т. д. Ему нет дела до царя. Поэтому он не является верным слугой царя. Ты же, Арджуна, должен погрузиться в мысли обо Мне и предаться Мне. Твой ум, словно густая непрерывная струя меда, всегда должен быть сосредоточен на Мне, сыне Васудевы. Ты должен думать обо Мне как о своем господине и видеть во Мне цель жизни».

Гита является сутью всех Вед. Срединные шесть глав Гиты являются ее сутью, а девятая и десятая главы являются сутью этих шести глав. В итоге, последний стих девятой главы, расположенный в точности посередине Гиты (почти дословно Кришна повторяет этот стих в последней главе), является самым главным и сокровенным. Это суть сути и самое сокровенное из всего знания – стать чистым преданным Господа Кришны.

Кто-то может усомниться в том, является ли данный стих – ман-манa бхава мад-бхакто – сутью Гиты. Заметив, что почти тот же стих появляется в Гите вновь (18.65) и что он стоит перед стихом 18.66 – сарва-дхармaн паритйаджйа, – кто-то может подумать, что именно стих 18.66 является сутью, а не 18.65. В действительности, оба стиха похожи, и в обоих Кришна дает одинаковые наставления. В тексте 18.66 Кришна просит Арджуну предаться Ему, а в стихе 18.65 Он описывает составляющие такого предания.

В стихе 18.64, прозвучавшем перед главными стихами, Кришна утверждает: сарва-гухйатамам бх?йа?х шрну ме парамам вача?х – «…и вновь Я открою тебе наивысшее и самое сокровенное знание». Слова сарва-гухйатамам означают «самое сокровенное из всего». Слово бх?йа?х значит «вновь». Кришна произносит этот стих здесь, в девятой главе, а затем повторяет его как стих 18.65. Кришна ясно утверждает, что стихи 18.65 и 18.66 являются самым сокровенным знанием из всего, что Он объяснил в Гите, и что они являются Его самыми главными наставлениями. Шрила Прабхупада много раз говорил об этом. В комментарии к стиху 18.65 он пишет: «Суть самого сокровенного знания в том, что каждый должен стать чистым преданным Кришны, всегда думать о Нем и посвящать Ему все, что делает. […] Сосредоточение ума на образе Кришны составляет самую сокровенную часть знания, и Кришна сейчас открывает ее Арджуне как Своему самому близкому другу».

Шрила Прабхупада также пишет в комментарии на стих 3.24.32 из Шримад-Бхагаватам: «В Бхагавад-гите Господь Кришна снова и снова призывает Арджуну предаться Ему, особенно в конце девятой главы: ман-манa бхава мад-бхакта?х – „Если ты хочешь достичь совершенства, просто думай обо Mне, стань Mоим преданным, почитай Mеня и кланяйся Mне. Tаким образом ты познаешь Mеня, Личность Бога, и в конце концов вернешься ко Mне – домой, к Богу“».

В комментарии на Шримад-Бхагаватам (5.26.37) Прабхупада пишет: «Нет никакого смысла стремиться на высшие, райские планеты, так же как нет смысла совершать поступки, за которые мы потом попадем в ад. Материальный мир создан вовсе не для этого. Его предназначение – помочь нам восстановить знание о своей изначальной, духовной природе и вернуться домой, к Богу. Верховный Господь дает для этого очень простой метод: сарва-дхармaн паритйаджйа мaм экам шаранам враджа. Нет нужды

Навигация:

Страница 78
Страница 77
-- Страница 76 --
Страница 75
Страница 74