Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 276 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 276

а хочешь встретиться со мной в Лос-Анджелесе, тогда я могу сам немедленно вылететь в Лос-Анджелес. Если ты действительно хочешь служить мне, то можешь жить со мной. Я хочу, чтобы ты мне служил.

Шрила Прабхупада искренне, с любовью приглашал Мадхудвишу вернуться, и это показывало, насколько глубока его милость. Преданные, окружавшие Шрилу Прабхупаду в то время, были поражены и его мудростью, и его состраданием. Шрила Прабхупада намеренно обращал внимание лишь на великое служение, совершенное Мадхудвишей в прошлом. Факт наличия некоторого «неслужения» не отразился в «балансовом отчете».

Хотя преданные по разным причинам покидали сознание Кришны, Шрила Прабхупада смотрел на них как на тех, кто обманут иллюзией. Прикрывался ли отступник новой религией, новыми экономическими возможностями или чем-нибудь другим, результат всегда бывал один и тот же. Обычно он или она погружались в удовлетворение чувств и сходили с узкого пути самосознания. Та же участь постигла и Мадхудвишу.

Тот факт, что Мадхудвиша сошел с прямого пути санньясы, казался незначительным Шриле Прабхупаде, который смотрел на вещи с надмирного уровня, на котором главенствует сострадание. Прабхупада как-то сказал, что ученик может пасть из-за влияния майи, но духовный учитель никогда не покинет его. Шрила Прабхупада готов был принять Мадхудвишу и в качестве домохозяина. Единственной его заботой было — занять своего падшего сына в каком-нибудь служении.

* * *

В тиши своей комнаты в Гонолулу, сидя в одиночестве над переводом, Шрила Прабхупада являл глубину своего понимания предмета. Работая над своим «комментарием Бхактиведанты» он рассказывает историю о слоне Гаджендре, как он боролся с крокодилом на райских планетах. Крокодил напал на слона, когда тот купался в реке. Борьба между ними продолжалась довольно долго, и по мере того, как слон слабел, силы крокодила росли, потому что он находился в своей естественной среде обитания, а слон — нет.

Тут Шрила Прабхупада приводит естественное сравнение.

«Из этого мы можем извлечь урок, что в своем сражении с майей мы должны избегать положения, в котором наша сила, энтузиазм и рассудок не смогут проявиться в полной мере. Наше Движение сознания Кришны на самом деле объявило войну энергии иллюзии, в которой томятся все живые существа, скованные своим ошибочным пониманием цивилизации. Солдаты этого Движения сознания Кришны должны обладать физической силой, энтузиазмом и силой рассудка. Чтобы соответствовать этим требованиям, они должны помещать себя в нормальные условия жизни.

Эти «нормальные условия» неодинаковы для всех, — продолжал Прабхупада. — Поэтому существуют различные подразделения варнашрамы: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры; брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. В эпоху Кали вообще не рекомендуется принимать санньясу… Из этого можно сделать вывод, что в эту эпоху санньяса-ашрам запрещен, потому что люди не обладают достаточной силой. Шри Чайтанья Махапрабху показал нам пример принятия санньясы в возрасте 24 лет, но даже Сарвабхаума Бхаттачарья советовал Шри Чайтанье Махапрабху быть в высшей степени осмотрительным, поскольку Он принимал санньясу в столь юном возрасте. Мы даем санньясу молодым людям, чтобы они проповедовали, но на деле видно, что они не готовы к санньясе.

Не беда, однако, если преданный видит, что он не пригоден к санньясе. Если человека слишком беспокоит сексуальное желание, он должен войти в ашрам, в котором секс разрешен, а именно, в грихастха-ашрам. Если обнаруживается, что некто слаб в каком-то аспекте, это не значит, что он должен теперь прекратить борьбу с крокодилом майи. Человеку следует укрыться у лотосоподобных стоп Кришны, как, мы увидим, и поступил Гаджендра, и в то же время человек может стать грихастхой, если ему для спокойной жизни нужно заниматься сексом.

Не нужно прекращать борьбу. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует: стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхих. Человек может находиться в любом ашраме, который ему подходит, не так уж важно, принимает он санньясу или нет. Если человека беспокоит половое желание, он может войти в грихастха-ашрам. Но нужно продолжать сражаться. Для того, кто не находится на духовном уровне, принять санньясу искусственно — не великая честь. Если санньяса неприемлема, человек может войти в грихастха-ашрам и продолжать с гораздо большими силами бороться с майей. Но чего не следует делать — это прекращать борьбу и уходить».

* * *

К концу сентября 1976 года Гуру-Крипа Свами посетил Шрилу Прабхупаду во Вриндаване. После шести месяцев на посту представителя Джи-Би-Си в австралийских и новозеландских храмах, Гуру-Крипа признался Шриле Прабхупаде, что не хочет больше выполнять обязанности управляющего в этой зоне. Он предпочел бы, по его словам, сосредоточиться на проповеди в Японии. Стало ясно, что нужно искать ему замену.

Скоро Шрила Прабхупада узнал, что во Вриндаван в поисках нового служения приехал Бали-мардана. Прабхупада предложил ему на выбор два варианта. Он мог принять на себя обязанности управляющего в новой гостинице в Бомбее или отправиться в Австралию. Бали-мардана спросил Прабхупаду:

— Что Вы считаете более важным? Проповедь в Индии или проповедь на Западе?

Прабхупада ответил, что проповедь на Западе более важна. Бали-мардана согласился ехать и уже через несколько дней отбыл в Австралию в качестве представителя ad hoc [«на данный случай» (лат.) — прим. перев.] Джи-Би-Си. Вскоре Шрила Прабхупада подтвердил новое назначение в письме к Гуру-Крипе Свами.

* *