Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Беседы о джапе
------ Страница 11 ------

Беседы о джапе - Страница 11

нам совет или высказывает свое мнение, мы должны вежливо ответить: «Да, господин, вы совершенно правы». Но мы не можем относиться к его словам серьезно, особенно если его точка зрения противоречит сознанию Кришны. Если он не хочет слушать о сознании Кришны - мы не совершаем по отношению к нему насилия и не беспокоим его, а если он нас критикует, мы терпеливо сносим это. Разве так уж трудно быть почтительным к каждому? Каждый является неотъемлемой частичкой Бога и заслуживает соответствующего уважения.

Что же касается джапы, то наш ум будет менее беспокойным, если мы не будем ожидать почтения от других. Мы также не должны давать возможности непреданным беспокоить нас. В этом смысле выражение почтения непреданному является своего рода тактикой -благодаря этому преданный может спокойно повторять джапу. Отдайте людям должное и забудьте о них. Мы не собираемся соперничать с непреданными.

Как выражать почтение преданным, описывается в «Нектаре наставлений». Тем, кто благосклонно настроен к сознанию Кришны и кто время от времени повторяет Святое Имя, мы выражаем почтение в уме, даже если они не следуют правилам и ограничениям садхана-бхакти. Мы искренне кланяемся тем, кто следует правилам и ограничениям. И мы служим первоклассным преданным и стараемся слушать от них о Кришне.

Ворона села на столб изгороди и затем вновь взлетела. Она мне почему-то напомнила человека, стоящего перед зданием сельской школы. Двухметровый молочай вдалеке я принял за человека Я хотел побыть один, наслаждаясь утренним пиром - мягким светом, пока солнце не начало палить, покатой зеленой долиной, заканчивающейся сосновым лесом, полюбоваться видом открывающихся одна за другой лощинами и холмами вдалеке, а также небом и облаками. Полумесяц выглядит так, словно у него обтрепаны края. Далее в шесть утра луна еще видна на небе. Воркующие голуби словно просят о чем-то.

Я гулял около часа и все это время совершенно не замечал того, что происходит вокруг: отчасти из-за темноты, но главным образом потому, что был сосредоточен на звуке мантры. Затем я остановился и увидел колючие кусты малины, молочай и фиалки. Продолжай повторять.

28 июля

Я постоянно пытаюсь анализировать, оценивать: «Насколько хороша или плоха моя джапа?» А какой-нибудь простой гаудия-вайшнав, живущий в индийской деревне, год за годом повторяет Святые Имена, не пытаясь анализировать, насколько хорошо это ему удается. Возможно, в нас, западных людях, просто заложена такая склонность. Если это так, давайте использовать эту склонность себе во благо. Итак, как же нам улучшить свое повторение?

И все же какая-то часть меня хочет сегодня быть таким сельским жителем. Я вышел из дому на пять минут раньше, чем обычно, и увидел темное небо над школой, где Прабхупада дас включил свет. Я знаю, что он уже встал и повторяет джапу.

Что это - робкие капли дождя или мне показалось? Мой посох для прогулок постукивает, а перебираемые мною бусины в мешочке тоже издают слабый стук. Моя прогулка и повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе содержат в себе полноту бытия.

Хорошо или плохо я повторял? Не знаю. Я не задавался этим вопросом. Я просто повторял мантру.

Сегодня утром я остановился на маленьком мостике и стал смотреть на бурлящий ручей. Слушая, как повторяет мантру бегущая по камням вода, я подумал: «Может мне действительно стоит уделять больше времени ответам на вопросы по джапе?» Однако мне не хотелось переходить на тот уровень сознания, когда ум переходит от одного вопроса к другому; кроме того, я боялся самонадеянности. Мне хотелось оставаться простым деревенским жителем или даже просто водой, бегущей по камням. Мне хотелось повторять неосознанно, подобно воде, огибающей камни или вдохам и выдохам, происходящим без вмешательства сознания.

Питамаха дас относится к категории людей, которые любят преодолевать препятствия. Его склад ума хорош для проповедника - ему нравится сражаться с непреданными. Я предполагал, что его вопросы ко мне тоже будут в духе вызова, однако он заговорил с тем пылающим самоуничижением, которое присуще большинству преданных, когда они рассказывают о своей джапе. Он сказал: «Обычно, чем больше вы что-то практикуете, тем больше растет ваше умение, однако мое повторение, похоже, является исключением из этого правила. Чем больше я повторяю, тем хуже у меня получается и тем труднее мне становится это делать». Я мог бы отнестись к этому как к шутке висельника, но одним смехом тут не отделаешься. Он говорил вполне серьезно. И все же когда преданные говорят такие слова, они сами не могут сохранить серьезности. Во всяком случае, мне так кажется. Их слова являются моментом истины, но действительно ли они это понимают? Если самая главная деятельность в нашей жизни ухудшается, разве нам не следует что-то предпринять в этом отношении? Разве мы не находимся в критической ситуации? Может быть, нам следует что-то изменить в своей жизни? Поэтому, несмотря на «черный юмор», в таких признаниях чувствуется налет легкомыслия. В действительности, мы не считаем, что ситуация становится все хуже и хуже. Мы движемся к краю водопада, не протестуя. «Большинство людей живут в тихом отчаянии».

Что я могу сказать? «С этим нужно

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9