- растяпой и неумехой. Они оба смеялись, и я смеялся вместе с ними. Я не совсем понимал, почему я смеюсь, но так или иначе, когда Прабхупада преподал мне этот урок и выставил меня на посмешище, мне стало очень легко, потому что я понял свое истинное положение. Я был всего лишь маленьким глупым слугой, который практически ничего не мог сделать как положено. Просто поняв это, я почувствовал огромное облегчение. Я сел, а они продолжили свою беседу.
(Рупа-виласа дас и Чандрика-деви даси, интервью)
2-26 «Если преданный искренен, Кришна благословит его»
Следующая история, рассказанная Шубханандой, повествует о его личной встрече со Шрилой Прабхупадой во Вриндаване, во время которой Прабхупада дал ему разрешение написать книгу по ведической психологии и благословил его на этот труд.
Пушта Кришна Свами представил его Прабхупаде. «Это Шубхананда дас, писатель. Он работает в Би-би-ти и хотел бы поговорить с вами о своем желании написать книгу по ведической психологии».
Прабхупада спросил Шубхананду, изучал ли он психологию.
- Нет, Прабхупада, - ответил Шубхананда.
Прабхупада повернулся к своему секретарю и спросил: «Как же он сможет написать книгу по психологии?»
Шубхананда почувствовал, как у него опускаются руки, но все же попробовал объясниться, сказав Прабхупадее, что та книга, которую он хотел написать, по своему замыслу вовсе не предполагала проведения сравнительно-
го исследования ведической психологии и современной мирской психологии. Он хотел написать о психологии, основываясь на учении «Бхагавад-гиты» и «Бхагаватам».
- Ты прочитал все мои книги? - спросил Шрила Прабхупада. - Прочитал ли ты «Бхагавад-гиту»? Прочитал ли ты «Шримад-Бхагаватам»?
- Да, - ответил Шубхананда.
- Что же это за психология, которая содержится в этих книгах?
Шубхананда ответил, что психология - это изучение себя. Ее название происходит от слова «психе», что означает «душа». Так вот, в «Бхагавад-гите» говорится о том, что мы не являемся телом, наше «я» - это духовная сущность, душа. «Если человек отождествляет себя с телом, - сказал Шубхананда, - он просто сумасшедший!»
Глаза Прабхупады расширились, он кивнул головой и повернулся к Пушта Кришне: «Хорошо, очень хорошо!»
Шубхананда продолжал давать краткий обзор того, о чем будет говориться в его книге. Он описал динамику и взаимодействие чувств, ума, разума и ложного эго. Все эти темы будут позаимствованы из книг Прабхупады и описаны литературным языком с целью показать читателю, что ведическая литература содержит в себе очень глубокое научное изложение психологии.
Казалось, что Прабхупада одобряет идею книги, но спустя некоторое время он задал следующий вопрос: «Какова цель?»
- Цель книги, Прабхупада? - не понял Шубхананда.
- Нет, цель жизни.
- Предаться Кришне, - сказал Шубхананда.
- Почему? - потребовал ответа Прабхупада.
- Потому что Он является Верховной Личностью Господа, - сказал Шубхананда, - а мы являемся Его неотъемлемыми частицами. Наше изначальное предназначение заключается в том, чтобы предаться Ему.
Прабхупада кивнул:
-Да.
- Значит, это должно быть целью книги? - спросил Шубхананда. - То, что Кришна - это Верховная Личность Господа?
Прабхупада снова промолвил: «Да» и замолчал. По всей видимости, разговор на этом можно было считать законченным. Однако Шубхананда решил убедиться, что Прабхупада действительно хотел, чтобы он написал эту книгу, а не просто поддакивал увлеченному своей собственной идеей ученику.
- Прабхупада, - спросил Шубхананда, - вы на самом деле хотите, чтобы я работал над этой книгой? Считаете ли вы ее важным делом? Вам на самом деле хочется, чтобы я ее написал?
Прабхупада утвердительно кивнул. Затем Шубхананда попросил Прабхупаду благословить его на создание этой книги.
- В некоторых ваших комментариях, - сказал Шубхананда, - вы упоминали, что трансцендентное произведение может написать только тот, кто получил полномочия от своего духовного учителя.
Прабхупада взмахнул рукой и сказал: «Ты получил полномочия». Шубхананда долго готовился, собираясь провести длинную официальную презентацию, но Шрила Прабхупада неожиданно и очень быстро ответил на все его вопросы. Жест Прабхупады показался Шубханан-де, с одной стороны, весьма небрежным, но в то же время он был очень эффектным и впечатляющим. Он взмахнул рукой так, как будто в ней была волшебная палочка, и одно это трансцендентное движение означало: «Ты уполномочен». Шубхананда не был уверен, что имел в виду Прабхупада - то ли, что он уже к тому моменту был уполномочен, или же Прабхупада наделил его полномочиями именно в тот момент. Но в любом случае смысл оставался тем же самым, поэтому Шубхананда испытал чувство уверенности и покорности. Он понимал, что не обладал способностью написать книгу, но Прабхупада наделил его этой способностью.
Преисполненный радости, Шубхананда стоял перед Прабхупадой со сложенными ладонями и вслух молился ему: «Шрила Прабхупада, я стараюсь прогрессировать в сознании Кришны и чувствую, что очень нуждаюсь в вашей милости. Пожалуйста, даруйте мне сознание Кришны».
Прабхупада ответил: тешам сатата-юктанам бхад-жатам прити-пурвакам - «Если преданный искренен, Кришна благословит его». Затем Шрила Прабхупада протянул руку к апельсину, лежащему на его столе, взял его и вручил Шубхананде. Тот вышел их комнаты, погруженный мыслями в океан трансцендентного счастья.
(Шубхананда дас, интервью)
Шубхананда дальше объясняет, что в его понимании означает быть уполномоченным Прабхупадой:
«Я никогда не считал, что слова Прабхупады «ты уполномочен» означают, что с этого момента Кришна напрямую будут говорить через тебя и все будет очень легко. Я