Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Очерки ведической литературы - Страница 17

другом. Шанкара называет Бхагавад-гиту „квинтэссенцией всего учения Вед". Рамануджа сделал краеугольным камнем всей своей философии Гита-бхашйу (комментарии к Бхагавад-гите). „Надо как следует понять Гиту, сошедшую с лотосоподооных уст Самого Падманабхи (Бхагавана Шри Кришны). Что толку от множества других Писаний?" - говорил Шридхара Свами (1). Томас Хопкинс отмечает: „Величие и непреходящая ценность Гиты в том, что в ней достигается сложный и многоцелевой синтез" (2). Знаменитый комментатор Гиты Шри Шримад А.Ч, Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что в ней содержится „ ... сущность ведического знания. Поскольку Бхагавад-гита поведана Верховной Личностью Бога, нет необходимости читать другие ведические произведения" (3). Он добавляет, что тот, кому посчастливится прочесть Гиту удержавшись от собственных предвзятых толкований, достигнет результатов неизмеримо высших, чем те, которые приносит изучение всех священных Писаний и всей мудрости Бед.

Луис Рену также пишет об этой великой книге: „Почти для каждого Бхагавад-гита - это главная книга" (4). Ананда К. Кумерсвами назвал Гиту „... обобщением всего ведического учения, изложенного в написанных до нее Ведах, Брахманах и Упанишадах. Поэтому она является основой для всего последующего развития религиозной мысли и может рассматриваться как средоточие всей индийской религии" (5). Примерно двести лет назад переводы Гиты стали появляться на Западе. Гита открыла врата в сокровищницу ведической мудрости среди прочих для Иммануила Канта, Генри Дэвида Торо, Ральфа Вальдо Эмерсона и Альдоса Хаксли.

В своих семистах стихах Бхагавад-гита содержит основные положения ведической философии. Если человек читает Гиту в должном состоянии духа, он может с помощью естественного процесса шабда, обрести ведическое знание. Ученик Арджуна, оказавшись в критическом положении, обратился к Кришне как к своему духовному учителю. Это составляет сюжет Гиты. Арджуна был воином, и его диалог с Кришной произошел прямо перед великой битвой, готовой начаться на поле Курукшетра. Увидев во вражеском стане своих друзей и родственников, Арджуна внезапно утратил желание сражаться и перестал понимать, в чем состоит его долг. И тогда Бхагаван Кришна стал давать свои наставления, созвучные всему ведическому знанию. В самом деле, Кришна часто упоминает или даже цитирует шастры такие, как Веданта-сутра.

Если мы принимаем Бхагавад-гиту как руководство к сиддханте всех шастр, если она, по словам Шанкары, является квинтэссенцией ведического знания, то напрашивается вопрос: „В чем заключается сущность Бхагавад-гиты!" Вопрос этот, по существу, несложен. Кришна неоднократно объявляет высочайшим йогом того, кто движимый любовью безраздельно вручил себя Верховной Личности Бога, Бхагавану. Кришна подтверждает, что это учение о преданности и любви ко Всевышнему есть „самая сокровенная часть ведических Писаний" (6). В последних стихах Кришна подводит итог Своей речи, говоря, что Арджуне нужно оставить все другие дхармы и просто предаться Ему. „И Я освобожу тебя от последствий всех грехов. Не бойся" (7).

Ученик не должен путать Кришну Бхагавад-гиты с „деревенским сектантским божком", как это делают многие ученые. О Бхагаване Кришне Гиты Хопкинс пишет: „Кришна раскрыл себя в Бхагавад-гите как Всевышнего Господа, тождественного ведическому Брахману и Пуруше и обладающего вселенской формой Вишну. Он - кульминация всех религиозных форм, описанных Ведами" (8). Айнсли Эмбри замечает: „Через всю Гиту красной нитью проходит утверждение того, что совершенство деятельности и знания достигается на пути преданности Кришне как Всевышнему Господу. Предавшись Ему, человек приходит к концу всех своих поисков - осознанию своего истинного «я». Этот акцент на преданности и есть то, что сделало Гиту Писанием, наиболее близким сердцу народа Индии" (9).

Если мы обратимся к истории составления шастр, то сможем увидеть, как великие темы Бхагавад-гиты находят гармоничный отзвук во всей ведической литературе.

04.2 Ведическая история.

Мы уже отмечали раньше, что точной, эмпирически установленной даты начала устной традиции ведической литературы не существует. Морис Винтерниц заключает: „Время создания ведической литературы простирается от неизвестного прошлого (обозначим его как х.) до 500 г. до н.э." (10). Однако большинство исследователей согласно, что все эти учения действительно очень древние, и что записаны они лишь спустя века после их создания. Радхакришнан пишет: „Сами великие индийские мыслители не предпринимали попыток исторической обработки индийской философии" (11). Так было потому, что ведические ачарии не видели необходимости в дальнейших исследованиях, так как Писания содержали достаточно сведений о собственном происхождении, а именно:

1) Устная традиция существует от начала космического творения, когда Верховное Существо передало ведическое знание первому живому существу – Брахме (12).

2) Вйасадева, могущественная литературная инкарнация Бхагавана, записал Веды в начале века Кали, около пяти тысяч лет назад.

Бхагавата-пурана (1.4.17-25) так описывает мудреца Вйасадеву:

„Великий мудрец во всеоружии знания мог видеть своим трансцендентным зрением распад всего материального под влиянием наступившего века (Кали-йуги). Он также видел, что жизнь людей, в своей массе утративших веру, станет короче, а сами они из-за отсутствия добродетели станут беспокойны. ... Он увидел, что жертвоприношения, описываемые в Ведах, являются средством, с помощью которого люди могут очистить свою жизнь. Чтобы легче было распространять Веду среди людей, он разделил ее на четыре части.

…Исторические факты и подлинные события, содержащиеся в Пуранах, называются пятой Ведой. После того, как Веда была разделена на четыре части, Паила Риши стал учителем Риг-веды, Джаймини -

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15