Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Очерки ведической литературы - Страница 2

Религиозная традиция без святых и мистиков, без новых откровений, без непосредственного восприятия Святого, которое придает древним учениям новый смысл - в какой бы части света такая. традиция ни существовала - она духовно мертва. Книга Сатсварупы даса Госвами убеждает, что ведической традиции в ее динамичном аспекте1, бхакти подобная опасность не угрожает.

Д-р. Томас Хопкинс Факультет религиоведения, Колледж Франклина и Маршалла.

От автора.

Замысел этой книги возник у меня благодаря общению с преподавателями студенческих групп, в которых я читал лекции во время своих поездок в качестве представителя Лос-анджелесского Центра Ведических Исследований. В ноябре 1973 года д-р. Альтон Беккер пригласил меня прочесть лекционный курс для преподавателей и студентов Центра по изучению Юга и Юго-востока в Мичиганском университете. В конспекте моих лекций предлагался новый подход к изучению Вед. Я делал там попытку оценить ведическое знание изнутри, таким, как оно существует само по себе, независимо от его интерпретации эмпирической научной традицией Запада. Д-ру. Беккеру этот взгляд показался плодотворным, и он посоветовал мне развить его дальше. Из бесед со студентами колледжей, которым были знакомы только общепринятые учебники по философии Вед, я вынес убеждение, что изучающие ведическую литературу делали бы это с большим энтузиазмом, если бы смогли поверить в то, что это не просто окрошка из различных мифов, что это книги, из которых они могут почерпнуть новый целостный взгляд на жизнь. В своих поездках я встречался с такими исследователями ведической литературы как д-р. Эдвард Димок (Чикагский университет), д-р. Томас Хопкинс (колледж Франклина и Маршалла) и д-р. Джозеф О`Коннел (университет Торонто). Все они ознакомились с планом книги и подтвердили, что такая работа была бы полезна в качестве вводного курса при изучении ведической литературы.

Сам я заинтересовался ведической традицией в 1966 году, познакомившись со Шри Шримад А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который за год до этого приехал в Соединенные Штаты, чтобы проповедовать здесь ведическую культуру. К этому времени, окончив Бруклинский колледж, я получил степень бакалавра искусств по английской литературе и продолжал работать, готовя себя к карьере писателя. Но вместо этого я решил посвятить свою жизнь изучению Вед и в сентябре 1966 г. стал шишйей (учеником) Шрилы Прабхупады. Начиная с 1970 г., я был его личным секретарем, а в 1972 г. принял духовный сан санньяси, который дается по достижении определенного уровня знаний и самоотречения. На протяжении последних десяти лет я изучал ведическую литературу, публиковал статьи о ней и выступал в колледжах Соединенных Штатов как лектор Центра Ведических Исследований.

Эта книга представляет собой попытку создания учебника по ведической литературе для студентов последних курсов, который позволит им узнать, что говорит о самой себе великая традиция.

01) Что такое Веды?

Мадхва, один из основных учителей ведической философии, комментируя Веданта-сутру (2.16), цитирует Бхавишья-пурану:

риг-йаджух-самартхарваш ча

бхаратам панчаратракам

мула-рамайанам чаива

веда итй эва шабдитах

пуранани ча йанйха

ваишнавани видо видух

Риг-веда. Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда. Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), Панчаратра и первоначальная версия Рамаяны - все это считается ведической литературой. Дополнение вайшнавов - Пураны - также относится к ведической литературе". Мы можем дополнить этот список такими непосредственно примыкающими к нему произведениями, как Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками определяли ход развития ведической мысли.

Некоторые ученые говорят, что только первоначальные четыре Веды - Риг-веда, Атхарва-веда, Яджур-веда и Сама-веда - являются подлинной ведической литературой (1). Однако ни сами Веды, ни самые известные ведические учителя, включая Шанкару, Рамануджу и Мадхву, не разделяют этого мнения. Чхандогйа-упанишад (7.1.4) упоминает Пурины и Итихасы, обычно считающиеся историческими произведениями, называя их пятой Ведой: итихиса-пуранах панчамах веданам ведах. Бхагавата-пурана (1.4.20) подтверждает это: „Исторические факты и подлинные истории, содержащиеся в Планах, называется пятой Ведой" (2).

В любом случае, для того чтобы иметь право называться ведическим, произведение должно утверждать ту же цель, что и тексты самих Вед. Ведические писания (шастры) составляют гармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта). Следовательно, мы можем относить к подлинной ведической литературе любые работы, которые основываются на ведической сиддханте без искажения ее смысла, даже если такая работа не является оригинальным Писанием. Фактически, ведическая традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требуют время и обстоятельства. Однако чтобы претендовать на подлинность, эти дополнения к ведической литературе должны строго следовать учению Вед, Пурин и Веданта-сутры.

Ведическая литература не мертва и не архаична. И, тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтому буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из ведической литературы, нельзя рассматривать как ведические учения. Даже концепция индуизма, как мы увидим позднее, противоречит выводам ведической литературы.

Ведические Писания очень велики по объему. Только одна Риг-веда содержит 1017 гимнов, Махабхарата состоит из 110 000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов. Возникают вопросы: „Зачем существуют эти писания? Откуда они взялись? Кто их создавал?" Ответы на эти вопросы данная книга ищет в самих ведических шастрах.

01.1 Цель ведической литературы

Основное назначение ведической литературы - поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 23