Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Очерки ведической литературы - Страница 3

к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые согласны в том, что цель индийской мысли - это достижение истины, „знание которой ведет к свободе" (3). „Каждое индийское учение - это поиск истины, не академического `знания ради знания`, а истины, которая сделает свободными всех людей" (4). Действительно, индийская мысль стремится не к информации, а к трансформации (5). Бхагавад-гита описывает знание как „ ...признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины" (6). Но пока люди думают, что их путь - это путь материального счастья, они не будут искать способов преобразования себя. Поэтому сначала необходимо прийти к пониманию еще одной истины: джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам, «осознанию того, что рождение, старость, смерть и болезни есть зло". (Бхагавад-гита 13.9) Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представление о том, что, несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдание. Ведическое знание предназначено для того, чтобы избавить искреннего ученика от этого страдания.

В Бхагавад-гите (8.16) говорится: „От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей - все они есть место страданий, где повторяются рождение и смерть". Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старения и болезней, ведические Писания говорят также о трех других видах страданий: страданиях, приносимых телом; страданиях, причиняемых другими живыми существами и страданиях, приносимых природными условиями (холодом, жарой, наводнениями, землетрясениями и прочими стихийными бедствиями). Ведические учителя утверждают, что даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом материальном мире - силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть свое место. На санскрите Землю называют Мритйулока - обитель смерти. Ее также определяют эпитетами духкхалайам - место страданий и ашашватам - преходящая. (Бхагавад-гита 8.15)

Услышав такой уничтожающий анализ жизни в материальном мире, Альберт Швейцер назвал ведическую философию философией „миро и жизнеотрицания" (7). Другие утверждали, что Веды учат пессимизму и фаталистической покорности. Но если более пристально взглянуть на учение Вед, можно понять, что они учат прямо противоположному. Они утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведической формуле, жизнь означает возможность победить смерть. По ведическим представлениям, человек отрицает жизнь как раз тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Такие люди упускают возможность, предоставленную человеку - возможность вопрошать о Высшем.

Первый стих Веданта-сутры (атхйто брахма-джигьяса) одновременно утверждает и призывает, обращаясь к каждому: „Итак, пришло время исследовать Абсолютную Истину" (8). Веды убеждают людей избрать путь освобождения. В одной из бенгальских песен преданности есть такие слова: „Господь Гауранга зовет: «Пробудитесь, спящие души! Сколько еще вы будете спать в объятиях ведьмы Майи (материальной иллюзии)?» (9)

Веды описывают освобождение как особую привилегию, которая дана человеку, но не низшим видам жизни. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, на котором можно пересечь океан перевоплощений. Опытный учитель, изучивший Веды, подобен капитану, а ведические гимны - попутному ветру. Человека, который не пересекает океана и не достигает вечного освобождения, Веды называют неразумным, ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным. Брихад-аранйака-упанишада гласит: „Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки самореализации - несчастнейший из людей" (10).

01.2 Происхождение Вед.

Брихад-аранйака-упанищада (2.4.10) сообщает нам: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата) и Пураны - все это дыхание Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек"(11). Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и самодостаточны. Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам - все необходимое содержится в них самих. Этот принцип исходит из уст Самого Шри Кришны в Бхагавад-гите (3.15): брахмакшара-самудбхавам: Веды исходят непосредственно от непогрешимой Верховной Личности Бога". Комментатор Шридхара Свами (Бхавартха-дипика 6.1.40) отмечает, что Веды являются высшим авторитетом, так как они произошли от Самого Нараяны. Джива Госвами говорит, что ведическое Писание «Мадхйандина-шрути» приписывает происхождение всех Вед (Риг, Яджур, Сама и Атхарва, а также Итихас и Пуран) дыханию Верховного существа. Наконец, Атхарва-веда утверждает, что Кришна, который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былые времена.

Итак, мы видим, как сами ведические Писания говорят о своем происхождении. Слово апаурушейа, которым они определяют себя, означает, что они произошли не от какого-то материально обусловленного человека, а от Самого Всевышнего, то есть из источника трансцендентного к двойственности этого мира. На заре творения ведическое знание было передано Брахме. Потом Брахма наставил в нем Нараду, чья реализация появилась в форме ведической литературы.

Ведическое знание считается вечным, но из-за того, что материальный космос находится в постоянном движении, учение Вед нуждается в том, чтобы его постоянно утверждали заново. Ведь и сам материальный космос, хотя и называется вечным, проходит через стадии творения, существования и разрушения. В давние времена Веды передавались устно, позднее мудрец Вйасадева записал все ведические шастры. В отдельной главе мы рассмотрим роль Шрилы Вйасадевы

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1