Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 28 ------

Очерки ведической литературы - Страница 28

как „магов" и „чародеев" (10).

Согласно философии варнашрамы, брахман это не кудесник и чародей, а человек безупречного поведения, обладающий подлинным духовным знанием. Лэнной имел это в виду, когда говорил:

„И все же духовно совершенная личность, как в былые времена, так, вероятно, и теперь, высоко стоит во мнении народа Индии, несмотря на то, что живых примеров осталось не так уж много. Нет ничего другого, что могло бы сравниться с ней по своей привлекательности для простых людей Индии и заменить ее на ее месте оси социального колеса" (11).

Бхагавад-гита также говорит об обязанностях кшатрия (воина и администратора): „Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство и умение руководить" (12). Кшатрии защищали беспомощных и делали пожертвования. Хотя они изучали шастры, они никогда не выступали в роли учителя. Их обязанность - сражаться за справедливость. Например, в Бхагавад-гите Арджуна отказывается от сражения, а Кришна призывает его сражаться, так как Арджуна был кшатрием, и это входило в его обязанности.

Шастры также описывают обязанности вайшьев и шудр: „Земледелие, защита коров и торговля - этим должны заниматься вайшьи, а дело шудр - работать и служить другим" (13). Согласно ведическим шастрам, корова связана с Бхагаваном Кришной и Его играми. Корова также одна из „семи матерей человека". Поэтому, по нормам ариев, убивать коров - варварство. Как царь защищает своих подданных, так вайшьи защищают коров. Вайшьи, прежде всего, являются земледельцами, которые выращивают зерно, овощи на фермах и пасут стада коров. Ведическое общество не было индустриально развитым и урбанизированным. Согласно представлениям Вед, можно жить счастливо, имея немного земли, выращивая на ней зерно и содержа коров. Так можно решить все экономические проблемы. Для вайшьев богатство составляли не деньги, а коровы, зерно, молоко и масло. Конечно, эти люди носили драгоценности, красивую одежду и даже золото, обменивая на них сельскохозяйственные продукты.

Шудры служили трем остальным классам. Это были люди, не имевшие склонности к интеллектуальной, военной или торговой деятельности. И тем не менее, в Бхагавад-гите Кришна утверждает, что человек, принадлежащий к любой социальной группе, может достичь высшей цели: „Те, кто нашел себе прибежище во Мне, даже если они низкого происхождения (женщины, вайшьи, а также шудры) могут достичь высшей цели" (14).

Согласно своей карме, джива получает тело, связанное с гунами материальной природы. Однако на духовном уровне не существует ни кастовых, ни каких-либо других материальных различий. И в то же время эти различия дают возможность каждому члену общества всецело отдать себя служению Верховному `Бхагавану и удовлетворению Его.

07.6 Обязанности четырех духовных ступеней.

Первая ступень жизни человека называется брахмачарья - жизнь ученика, соблюдающего обет безбрачия. Согласно ведическому учителю Ягьявалкье, „обет брахмачарьи помогает человеку воздерживаться от сексуальной распущенности в делах, словах и мыслях - всегда, повсюду и при любых обстоятельствах". Поэтому брахмачарья соблюдается с детства, когда у человека еще нет понятия о половой жизни. С пяти лет он идет в гуркулу, место, где живет духовный учитель, и тот учит его в строгой дисциплине брахмачарьи.

Обучение в период брахмачарьи формирует характер человека на всю жизнь. В эти ранние годы учитель определяет склонности ученика и его принадлежность к определенной варне. Когда юноша достигает двадцати пяти лет, он может оставить жизнь брахмачари и опеку духовного учителя, чтобы жениться и жить семейной жизнью. Смысл этого состоит в том, пройдя практику брахмачарьи, он ни при каких обстоятельствах не станет жертвой половой распущенности.

Ведический моралист Чанакья Пандит говорит, что образованный человек смотрит на каждую женщину, за исключением своей жены, как на свою мать, на чужую собственность - как на мусор на улице, и относится к каждому так, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Согласно ведическим представлениям, ограничение сексуальных отношений жизненно необходимо, потому что половое влечение связывает человека больше всех прочих материальных желаний. Из-за привязанности к сексуальному наслаждению люди возвращаются в материальный мир и терпят муки этого мира жизнь за жизнью. Без сомнения, система варнашрамы учитывает то глубинное желание чувственных наслаждений, которое есть у дживы. В сущности, система варнашрамы обеспечивает такой образ жизни, при котором человек может удовлетворять свои желания и одновременно посредством соблюдения правил и ограничений постепенно избавиться от оков материи.

Грихастха (семейный человек) имеет некоторые возможности для чувственного наслаждения, которые не допускаются в трех других ашрамах, но и его жизнь регулируется так, чтобы он мог удовлетворить свои желания и при этом обрести духовную чистоту. В браке грихастхе дозволены сексуальные отношения, но только для зачатия хороших детей. Хотя грихастха-ашрам и дает право на сексуальное наслаждение, Веды утверждают, что человек не должен становиться матерью или отцом, пока не способен избавить своих детей от смерти. Очищение будущей жизни ребенка начинается с момента его зачатия в утробе матери. Совершая ритуал гарбхадхана-самскара, родители выражают свое намерение зачать ребенка и перед тем, как сделать это, проводят определенные обряды, необходимые для очищения сознания.

Третий ашрам называется ванапрастха, или жизнь человека, отошедшего от дел. Даже если человек идеально устроен в грихастха-ашраме, ему дается совет освободиться от всех семейных уз

Навигация:

Страница 30
Страница 29
-- Страница 28 --
Страница 27
Страница 26