Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Очерки ведической литературы - Страница 6

обладал, не может быть духовным учителем. Шри Кришна Чайтанья утверждал: апани ачари` бхакти карила прачара: „Сначала стань совершенным сам, а потом можешь учить других" (17). Иначе говоря, гуру должен быть свами, хозяином чувств, а не их невольником. Никому не следует называться гуру, свами или санньяси (монахом, давшим обет отречения от мира) по своей прихоти. Претендующий на это должен действительно обладать качествами гуру, свами или санньяси.

Наставления гуру, по определению, находятся в соответствии с учением Вед. Он не должен отходить от ведического учения, пускаясь в собственные умозрительные рассуждения, так же как и быть атеистом, мирским политическим деятелем или филантропом. Он учит, что духовное знание - высшее благо человечества, и поэтому сам ведет жизнь, являющуюся образцом отречения от материальных наслаждений. Другими словами, он должен пребывать в блаженном единении со Всевышним. Ведическая литера тура определяет такого человека словом судурлабха, то есть тот, кто встречается очень редко. (Бхагавад-гита 7.19).

В свою очередь, гуру должен быть сам шишйей (учеником) истинного духовного учителя в цепи ученической преемственности. Кроме того, существует внутренне сбалансированная система, называемая гуру-шастры-садху (18). Учение гуру должно находиться в согласии с тем, чему учили садху (предыдущие учителя в цепи ученической преемственности), которые, в свою очередь, должны передавать прямой смысл шастр (священных писаний).

01.6 Качества ученика.

Ученик также должен обладать определенными качествами. Основные требования к нему описаны в Бхагавад-гите (4.34). Ученик должен „смиренно задавать вопросы гуру и служить ему". Вера в гуру - наиболее важное условие для того, чтобы человек мог получить посвящение в ученики. Шветашватара-упанищада (6.23) утверждает:

йасйа деве пара бхактир

йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах

пракашанте махатманах

„Только тем великим душам, которые безоговорочно верят во Всевышнего и в духовного учителя, незамедлительно открывается весь смысл ведического знания" (19).

Вера в гуру - тема одного из рассказов о Шри Кришне в Бхагавата-пуране (10.80). Вспоминая о Своих детских играх, Кришна рассказывает, как однажды Он пошел собирать дрова для Своего гуру и вместе с друзьями заблудился в лесу во время грозы. Всю ночь Он провел, блуждая по лесу, а наутро, когда, наконец, гуру и другие ученики разыскали Кришну, Его гуру был очень доволен подобным усердием и благословил Его такими словами:

„Достойно восхищения то, что Ты столько претерпел из-за меня. Каждый в первую очередь заботится о своем теле, но Твоя вера в гуру так велика, что, не заботясь о Своих удобствах, Ты принял на Себя все эти тяготы ради Своего духовного учителя. Посвятить свою жизнь служению духовному учителю - долг каждого ученика. О лучший из дваждырожденных, я очень доволен тем, что Ты сделал, и благословляю Тебя: да исполнятся все Твои желания и намерения. Пусть же понимание Вед, которое я дал Тебе, навсегда останется в Твоей памяти, так что в любую минуту Ты сможешь вспомнить, о чем говорится в них, и без труда процитировать их наставления. Так Ты никогда не испытаешь разочарования ни в этой жизни, ни в следующей" (20).

Кришна, вспоминая об этом случае, говорил так:

„Никто не может быть счастлив без благословения духовного учителя. Милость духовного учителя и его благословение позволяют человеку обрести мир и благополучие и исполнить назначение человеческой жизни" (21).

Очевидно, что вера, о которой говорится здесь, это не просто интеллектуальное соглашение по каким-то теологическим предметам. Она предполагает, что ученик должен всецело отдать себя служению гуру, сделать его наставления делом своей жизни, подчинив этому свои тело и ум. Поэтому не зря говорится, что выбор гуру, гораздо важнее, чем выбор жены (22).

Веды подчеркивают необходимость такой абсолютной преданности. Прежде всего, гуру действует как спаситель ученика. Только он один может передать ему ведическое знание и, тем самым, привести ученика к освобождению. Поэтому ученик в неоплатном долгу перед гуру, который собственными руками вытягивает его из дремучего невежества обусловленной жизни и одаряет совершенством вечности, блаженства и знания. В свою очередь, и гуру должен со смирением выполнять свои обязанности слуги Всевышнего и своего учителя в цепи ученической преемственности.

Тот, кто удовлетворяет своего гуру искренним служением и действительно понимает заключения Вед, получает посвящение в брахманы. Брахманом называют образованного человека, который достоин обучать других. В Индии есть много смарта-брахманов, или брахманов с кастовым сознанием, которые настаивают на том, что подняться до уровня брахмана, не родившись в семье брахмана, невозможно. Но эта концепция наследственного брахманства решительно противоречит Ведам. Один ученый пишет: „В разделе Махабхараты под названием Шримад Бхагавад-гита парвадхйаайх Васудева-Кришна недвусмысленно утверждает, что классификация людей на четыре варны (касты) основана на гуна-карме, то есть, на духовных качествах и поведении" (23).

В Чхандогйа-упанишаде содержится знаменитый рассказ о мальчике по имени Сатйакама, который обратился к гуру с просьбой взять его в ученики. Гуру спросил: «Ты сын брахмана?» Мальчик ответил, что не знает, кем был его отец. Тогда гуру посоветовал ему спросить у матери, но мать откровенно призналась, что знала многих мужчин и затрудняется ответить на этот вопрос. Тогда мальчик вернулся к гуру и сказал: „Моя мать не знает этого". Довольный честностью мальчика, духовный

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4