Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Очерки ведической литературы - Страница 7

учитель заключил: „Ты, конечно же, брахман" (24).

В соответствии с ведическим принципом, любой может возвыситься, если он получит должное образование и воспитание. В Хари-бхакти-виласе Санатаны Госвами говорится, что тот, кто должным образом получил посвящение, безусловно, становится брахманом, подобно тому. как бронза может превратиться в золото, смешавшись со ртутью. В седьмой песни Бхагавата-пураны (7.11.35) Нарада говорит царю Йудхиштхире, что брахманом нужно считать того, кто обладает качествами брахмана. Таким образом, принадлежность к особому роду, расе или религии несущественна для ученика.

Самые важные качества ученика - это вера, желание служить и стремление смиренно вопрошать. Однако ученик не должен слепо следовать своему учителю. В Бхагавад-гите Арджуна задает ряд испытующих вопросов, и Шри Кришна отвечает на них, давая философское обоснование и ссылаясь на шастры и садху.

Важность взаимоотношений духовного учителя, гуру, и ученика, шишьи, в ведической традиции невозможно переоценить. В Падма-пуране подчеркивается, что без гуру невозможно получить духовное знание: „Мантра, которую получил человек, не окажет действия, если духовный учитель, находящийся в цепи ученической преемственности, не дал ему посвящения". Шастры постоянно говорят о неоценимой пользе общения со святым человеком. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения со святым человеком, не стоит минуты, проведенной с ним. Уже стремление ученика слушать своего гуру само по себе есть большое достоинство. Если ученик послушно выполняет наставления, услышанные им от духовного учителя, он без особых усилий возвышается над освобождением, поднимаясь до высшей ступени любви к Богу.

Обязательно, чтобы шишйа, как и его гуру, жил, руководствуясь высокими моральными принципами, установленными в шастрах. Шанкара утверждает, что обучающийся философии должен отвечать следующим основным требованиям: „Ученик должен обладать непоколебимым стремлением постичь различие между материей и духом. Он должен отречься от всех своих личных желаний и эгоистических интересов; он должен управлять своими чувствами и умом" (25). До тех пор, пока он не отказался от материальных наслаждений, равно как и от привязанности к тоске, он не готов к трансцендентной жизни. Как подтверждает Кришна в Бхагавад-гите (2.41): „. . . Идущие по этому пути тверды в своих намерениях и стремятся к одной цели; многоветвист разум тех, кто нерешительны". По традиции, человек должен отказаться от четырех «опор греха»: употребления в пищу мяса, недозволенного секса, азартных игр и одурманивающих средств (26).

01.7 Резюме.

Мы описали назначение, происхождение и пути постижения ведического знания так, как об этом говорится в самих Ведах. Последователь Вед принимает шастры как слова Верховной Личности (Ишвары, Нарайаны), которые поэтому не нуждаются в доказательствах. Иначе говоря, нет никакой необходимости проверять истины, которые утверждают Веды. Далее, он не должен пытаться постичь причину всех причин, опираясь на материальное знание или собственные умозрительные рассуждения - постичь Абсолютную Истину можно, лишь с глубокой верой внимая истинному духовному учителю. Великие тайны духовной жизни, которые гуру передает шишйе, открыты каждому, независимо от кастовой и родовой принадлежности. Чтобы прикоснуться к духовному знанию, ученик должен соблюдать правила и предписания, которые установлены гуру для его очищения. Таковы основные принципы Вед, необходимые для приобщения к трансцендентному знанию.

02) Эмпирический подход к ведической литературе.

В первой главе мы обсудили некоторые принципы учения, передаваемого ведическими учителями по цепи ученической преемственности. Необходимо также отметить, что последние два столетия, фактически, во всех западных университетах принят критико-исторический, или эмпирический, метод. Индуизм и индийская философия стали популярными дисциплинами во многих колледжах, при них возникли общества санскритологов и индологов. Однако при сравнении выясняется, что зачастую эмпирическая версия ведического знания находится в явном противоречии с тем, что утверждают сами Веды. Ученые-эмпирики, как правило, редко обсуждают этот конфликт. Они уверены, и обычно справедливо, что читатели примут эмпирическую версию, полагаясь на репутацию ученых, известных тщательностью своих исследований и анализов. Когда несоответствия становятся очевидными, ученые-эмпирики обычно выдают свои представления за объективную картину ведической цивилизации.

Однако эти противоречия заставляют задуматься. Почему же, действительно, некоторые ученые отвергают объяснение происхождения ведической литературы, ее цели и трансцендентной природы, данное в самих текстах и принятое ведической научной традицией? Почему возникла необходимость искать какие-то иные объяснения помимо тех, что содержатся в самих Ведах! Что говорят сами ученые-эмпирики, ставя под сомнение слова Вед и ачарйев? Веды утверждают свое божественное происхождение, а ученые считают это мифом. Веды предлагают человеку возвыситься над страданиями и даруют ему освобождение, а, по мнению ученых, изучение Вед в духовных целях ненаучно. Хотя Веды предупреждают, что их учение трансцендентно по отношению к материальным методам исследования, ученые пренебрегают этими указаниями, объявляя их эзотерическим табу, и продолжают исследовать Веды опытным путем. Они прямо объявляют содержание Вед мифологией и ставят перед собой задачу их демифологизации.

Веды говорят, что ведическое знание должно быть услышано от духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности. Однако ученый, пишущий о Ведах книги не гуру, а его научная добросовестность не позволяет ему принять такой подход. Более того, ученый ученому кажется, что его позиция несравненно выше позиции гуру и обладает преимуществами объективности и научности. Веды утверждают, что для того чтобы понять ведическую литературу, человек должен придерживаться строгих моральных правил и вести аскетический

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5