поехать его ученики, но г-н Гоуркишор настаивал до тех пор, пока Прабхупада, наконец, не согласился. Однако сначала Прабхупада хотел посетить Горакхпур.
* * *
Горакхпур, 3 февраля 1971 года.
Ардха-кумбха-мела закончилась. Преданные разъехались: кто в Дели, кто в Бомбей, а кто в Калькутту. Прабхупада с оставшимися преданными отправился в Горакхпур, что в десяти часах езды по старинной узкоколейной железной дороге. Прабхупада ехал туда по приглашению своего единственного в Горакхпуре ученика, д-ра Р.П. Рао (Рамананды), исследователя в области химии. Рамананда встретил Прабхупаду в Сан-Франциско, где в 1967 году получил посвящение, а затем вернулся на родину, к жене и четырем детям, чтобы преподавать химию в университете Горакхпура.
Прабхупада с учениками въехал в тесные комнаты скромного дома Рамананды, и в тот же вечер послушать Прабхупаду собралось около ста человек. Прабхупада уже думал над тем, чтобы на территории Горакхпурского Университета построить храм Радхи-Кришны, а также ввести в официальную учебную программу курсы и степени по сознанию Кришны - степень бакалавра, магистра и доктора философии. Он представлял себе, как выпускники будут разъезжаться из университета по всему миру, чтобы учить сознанию Кришны в школах, колледжах и храмах. Он вдохновил Рамананду и его друзей организовать комитет по введению в университете курса сознания Кришны и дал посвящение дюжине учеников. Поскольку все они клялись, что воздерживаются от незаконного секса, одурманивающих средств, участия в азартных играх и от рождения являются вегетарианцами, он опустил установленный полугодовой испытательный срок. Он попросил их ежедневно повторять шестнадцать кругов и сделать свой город сознающим Кришну. В его отсутствие они должны поддерживать в доме Рамананды действующий центр ИСККОН и пытаться ввести курс Сознания Кришны в Университете.
* * *
Бенарес, 6 февраля 1971 года.
Г-н Гоуркишор очень рассчитывал на участие Прабхупады в предстоящем празднике. Кульминацией недельного празднования посещения Господом Чайтаньей Бенареса, по словами г-на Гоуркишора, должно было стать шествие, и Прабхупада со своими учениками должны сыграть в нем важную роль. Газетные статьи, листовки и передвижные радиорубки объявляли по всему городу о приезде Шрилы Прабхупады и его "иностранных учеников". Преданные почувствовали, что их воспринимают здесь как каких-то эстрадных артистов, которые приехали выступать по контракту. Единственное, чего не доставало, так это гонорара.
В день процессии Прабхупада ехал в серебристой карете - вроде тех, что обычно используют в пышных свадебных кортежах. Карета была запряжена двумя белыми лошадьми с серебряными коронами и в расшитых попонах. Во главе парада двигалась платформа на колесах с двухметровой статуей Господа Чайтаньи из желтой древесины дерева ним. За ней следовала колонна богато убранных слонов. Один слон нес транспарант "Харер Нама Эва Кевалам", другой вез актеров, одетых Господом Рамой и Ситой, с третьего махали толпе артисты, изображавшие Радху и Кришну, а на четвертом покачивалась картина с Господом Чайтаньей и Его спутниками, совершающими санкиртану. Следом за слонами шел грузовик с открытым кузовом, на котором ехали дети, изображающие поющих и танцующих Господа Чайтанью и Нитьянанду. Затем с танцами и киртаном шли несколько профессиональных групп, а также "иностранные ученики" Прабхупады.
Вслед за преданными на своей колеснице ехал Шрила Прабхупада. Двое преданных шли по обе стороны колесницы, обмахивая духовного учителя чамарами. Он сидел, опустив правую руку в мешочек с четками, а левой опираясь на трость. На нем были шелковое дхоти и шелковая курта с перламутровыми пуговицами. Его лоб украшала широкая полоса сандаловой пасты. Он не махал рукой, не улыбался, не глядел по сторонам, а спокойно сидел, повторяя на четках "Харе Кришна".
За колесницей Прабхупады шла группа музыкантов, играющих на шахнаях*, а за ними еще несколько групп киртана. Завершала парад еще одна статуя Господа Чайтаньи, которую несли восемь мужчин.
Оргкомитет фестиваля объявил, что праздник посетили триста тысяч человек - в два раза больше, чем ожидалось, если бы Прабхупады и его иностранных учеников не было. Однако парад закончился, Прабхупада свое дело сделал - показался на публике, собрал огромные толпы... Больше от него ничего не требовалось. Он устал. Вместе с учениками его отвезли в соседнюю дхармашалу, где их ждал пир. Прабхупада выглядевший очень серьезным, сразу же отправился к себе на квартиру и вернулся к заведенному распорядку.
Однажды к нему зашел один студент Университета Бенареса, повстречавший Прабхупаду на аллахабадской Меле. Отец юноши в качестве подарка для Прабхупады дал ему биографию Господа Чайтаньи, и когда юноша показал Прабхупаде фотографию своего отца, Прабхупада сказал:
- Да, твой отец преданный. Почему бы и тебе не получить посвящение?
Парень колебался. Они прогуливались с Прабхупадой в саду, и Прабхупада сказал: