Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

ПЛ 38 Никто не считается с бедняком - Страница 14

"Харе Кришна" и получает посвящение в вайшнавы, может стать брахманом. Тогда эта проблема будет решена.

Начать нужно с того, сказал Прабхупада, что сделать брахманом Верховного Судью, Виру Свами. Г-н Вира Свами сам призналася, что страстно желает получить от Шрилы Прабхупады посвящение. Единственной проблемой для него станет отказ от чаепития. Узнав об этом, Прабхупада в порядке исключения обещал дать судье посвящение даже в том случае, если тот будет позволять себе немного чая.

Некоторые из мадрасских кастовых брахманов осуждали Прабхупаду за то, что тот посвящает в брахманы низкорожденных жителей Запада. На встрече в доме одного из местных брахманов кто-то из гостей обратился к Прабхупаде:

- Ваши ученики, Свамиджи, плохо произносят санскрит. Даже мантра "Харе Кришна" звучит порой не совсем точно.

- Согласен, - ответил Прабхупада, - как раз за этим мы сюда и прибыли: набраться знаний в общении с вами.

В Южной Индии Шриле Прабхупаде пришлось столкнуться и с другой затянувшейся враждой - враждой между шиваитами (поклонниками Господа Шивы) и вайшнавами (поклонниками Господа Вишну). Шиваиты традиционно придерживаются имперсональной философии, толкуя Бога как безликое Единое, проявленное во множестве форм, в том числе как Шива и Кришна. А поскольку все проявления Абсолюта, в конечном счете, суть одно, споры по поводу того, какой образ Бога лучше - просто ребячество. Сталкиваясь с приверженцами этой философии, ученики Прабхупады испытывали немало трудностей. Диспут, состоявшийся между Гирираджей и состоятельным шиваитом, г-ном Рамакришной, закончился взаимной обидой. Однако когда Гирираджа встречался с жителями Мадраса, те часто спрашивали у него: "Знакомы ли вы с г-ном Рамакришной? Это очень хороший человек, и к тому же знаток религии". Это устыдило Гирираджу, и он предпринял еще одну попытку завоевать расположение г-на Рамакришны.

Они снова поговорили, но взаимопонимания не нашли. Тогда Гирираджа попросил Прабхупаду лично побеседовать с г-ном Рамакришной. Прабхупада согласился.

Г-н Рамакришна обратился к Прабхупаде:

- Свамиджи, мы неоднократко беседовали о преданности Господу Кришне и Господу Шиве. Что вы думаете по этому поводу? Кто выше - Кришна или Шива?

Прабхупада ответил, что в истинном значении термин "бхакти" (т.е. "преданность") не может относиться к поклонению Господу Шиве. "Бхакти" означает служение, лишенное всякой корысти, тогда как пуджа подразумевает желание получить что-то взамен. Потому понятие "бхакти" применимо только к Кришне.

- Но разве не может быть так, - возразил мистер Рамакришна, - что бхакта Господа Шивы поклоняется ему только из чувства преданности, не желая материального вознаграждения?

- Такое возможно, - согласился Прабхупада, - но крайне редко. Как, например, если человек заходит в магазин, торгующий спиртным, естественно предположить, что он намерен выпить, хотя бывают и исключения.

Прабхупада привел пример гопи, которые поклонялись богине Катьяяни из чувства преданности Кришне, а не из желания материального вознаграждения. Подобно этому, когда человек поклоняется Господу Шиве без корыстных мотивов, исключительно с целью служения Господу Кришне, тогда его можно считать бхактой. Но люди, как правило, приходят к Господу Шиве только с корыстными целями. Хотя г-н Рамакришна обычно был склонен оспаривать эти аргументы, на этот раз ответ Прабхупады его удовлетворил.

Но самый острый конфликт в Мадрасе произошел у Прабхупады не со смарта-брахманами, майявади или шиваитами, а с собственными духовными братьями. Некоторые из них по достоинству оценили беспрецедентную проповедь, которую Шрила Прабхупада осуществлял от имени Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, другие же преисполнились зависти. Один из них написал Прабхупаде в Мадрас:

Многоуважаемый Свамиджи!

12-го числа текущего месяца я послушал вашу лекцию о Бхакти в Раджисвари-Калайана-Мандапе и преисполнился сомнений относительно следующих моментов:

Ваши ученики танцуют, распевая мантру "Харе Кришна". (I) Неужели они действительно опьянены Богом, как Господь Чайтанья? (II) И вы, Свамиджи, действительно ли свободны от своего эго? Если "да", то почему вы говорите: "Я бросаю вызов"? Почему слова "я" и "мое" не сходят у вас с языка? (III) Почему вы сидите на мягкой подушке, что непозволительно настоящему йогу? - Разве Господь Чайтанья сидел на подушках? (IV) Почему вы носите кольцо и золотые наручные часы? Неужели вы не освободились от материальных привязанностей? (V) Посетили ли вы храм Господа Чайтаньи-Кришны в Гаудиа-Матхе? Если нет, то почему? Ведь там поддерживается чистейшая вайшнавская традиция, там живут праведные Свамиджи, там живет Господь Кришна. А вместо мелодичного пения вы исторгаете лишь резкий хрип [!], лишенный благозвучия. Да есть ли в вас хоть что-нибудь святое? - Сомневаюсь. Вас невозможно слушать без отвращения.

Злобный и ядовитый тон этого письма очень удивил Прабхупаду, и хотя ему было больно, он давно уже привык к равнодушию и оскорблениям духовных братьев. И все же он запретил своим ученикам

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12