Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

ПЛ 48 В родной Индии - Страница 3

этой работе очень серьезно, и я знаю, что мой Гуру Махарадж доволен вами, поскольку именно этого он и хотел от вас. Благодаря тому, что вы сделали, все вы вернетесь домой, к Богу.

Однако желание Прабхупады обосноваться во Вриндаване и просто переводить "Шримад-Бхагаватам" пока оставалось только мечтой. Сейчас, находясь здесь, он не столько писал, сколько решал накопившиеся организационные вопросы. Четыре месяца назад он председательствовал на грандиозной церемонии открытия Кришна-Баларам-мандира, а теперь ему приходилось наглядно демонстрировать, как, согласно традиции, должен функционировать храм. Кришна-Баларам-мандир представлял собой ведический храмовый комплекс, расположенный в одном из известнейших святых мест, а потому постоянно находился на виду у местных священников и пандитов, искушенных в храмовых традициях.

Прибыв во Вриндаван, Шрила Прабхупада мгновенно выявил нарушения. Так, он обнаружил, что в гостинице, предназначенной для гостей, а не для учеников, проживают его семейные преданные со своими детьми. Прабхупада сказал, что это неправильно, и семьям было предложено подыскать себе жилье поблизости или же покинуть Вриндаван. Недостатки обнаружились и в управлении финансами, и в поклонении Божествам, и в уровне чистоты, и в поведении преданных... Вдобавок ко всему, требовалась переделка водопровода и системы канализации.

Почти каждый аспект храмовой жизни и каждый преданный требовали особого внимания Прабхупады. Даже в малейшем нарушении он усматривал корень всех проблем и тотчас на него указывал. Порой, получив выговор Прабхупады, ученики чувствовали себя уничтоженными - ведь они относились к его словам со всей серьезностью, как если бы те исходили от Самого Кришны.

Прабхупада был очень строгим прорабом. В шастрах говорится, что вайшнав "нежен, как роза, и грозен, как молния", но во Вриндаване Прабхупада проявлял качества скорее молнии, чем розы. Иногда новички воображают, что духовный учитель должен быть неизменно спокоен и удовлетворен происходящим, и именно это свидетельствует о его запредельном сознании. Однако Прабхупада проявлял разные эмоции - в том числе и гнев.

Согласно "Бхагавад-гите", материальная форма гнева (кродха) возникает тогда, когда похоть (кама) не находит полного удовлетворения. Поэтому истинный садху, лишенный похоти, не подвержен гневу.

Но вайшнавский поэт Нароттама-дас Тхакур утверждает, что в служении Кришне можно использовать и гнев. Он приводит в пример Ханумана, вечного слугу Господа Рамы, обрушившего свою ярость на Равану и других демонов, врагов Господа. А Рупа Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху" говорит, что преданный не вправе безропотно сносить поношения в адрес Кришны или Его слуг - вайшнавов. В таких случаях трансцендентный гнев вполне оправдан. Кришна специально разжигал гнев в опустившем оружие Арджуне, призывая его сражаться. Битва на Курукшетре была всецело духовна, тогда как отказ Арджуны от сражения - материален.

Среди сентименталистов и имперсоналистов, однако, существует мнение, что садху не должен поддаваться гневу. Когда на фестивале в Дели, в большом пандале, Шрила Прабхупада позволил себе гневные слова в адрес оскорбителя Кришны, многие из присутствующих пришли в замешательство, а кое-кто даже покинул собрание.

Но ученики Прабхупады относились к его гневу с пониманием и даже приветствовали его - теоретически. На практике же вытерпеть его было далеко не просто. Духовный учитель должен пробивать ложное эго ученика, чтобы занять его в чистом преданном служении. Поэтому гнев гуру для ученика полезен. Согласно Чанакье Пандиту, к сыновьям и ученикам нельзя проявлять снисхождения - поблажки только портят их.

Однако во Вриндаване гнев Прабхупады носил не только воспитательный характер - того требовали обстоятельства: он хотел заложить прочный фундамент для своего храма и надеялся, что ученики достаточно преданы ему, чтобы вынести боль наказания и правильно его воспринять - как милость.

Предметом особой заботы Прабхупады было присутствие учеников на утренней программе. Он строго спрашивал с президента за регулярные "прогулы" отдельных преданных, говоря, что мангала-арати очень важно, и посещать его должен каждый. Не меньшее значение Прабхупада придавал пунктуальности. Так, мангала-арати может проводиться в разное время, в зависимости от сезона, но всегда должно начинаться за полтора часа до восхода солнца.

Утренние прогулки Прабхупада планировал таким образом, чтобы вернуться в храм за несколько минут до открытия алтаря и получить даршан Божеств. Как-то поутру, стоя в окружении преданных перед закрытым алтарем, Прабхупада взглянул на часы.

- Сколько сейчас времени? - спросил он у Акшаянанды Свами. Зная пунктуальность Прабхупады, Акшаянанда ответил:

- Семь часов тридцать минут тридцать секунд.

- Как трудно быть брахманом - уже на тридцать секунд опоздали, - покачав головой с видом покорности судьбе, сказал Прабхупада. - Почему они так долго одевают Божества?

- На это уходит полтора часа, - пояснил Акшаянанда.

- Они просто лентяи.

- А за какое время это нужно делать, Шрила Прабхупада?

- Максимум за полчаса, - ответил

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1