- сказал Прабхупада.
Что есть сил натягивая веревку, кто-то из преданных стал бить в колокол.
- Нет, не годится, - заключил Прабхупада.
Когда Гунарнава показал ему деревянный кронштейн с отверстием, Прабхупада одобрил идею. Гунарнава даже попытался улучшить работу устройства, смазав отверстие маслом. На какое-то время это помогло, затем веревка вновь оборвалась.
Беседы на утренних прогулках, как правило, касались организационных и административных вопросов. Прабхупада наставлял преданных в том, как избежать обмана, сохранить и накопить деньги, поддерживать в храме чистоту и т.д. Для учеников эти утренние прогулки не всегда были приятным времяпрепровождением - ведь слова Прабхупады были обращены к конкретным лицам и, как правило, носили характер критики.
Однажды утром Гунарнава пригласил Прабхупаду посмотреть на новую витрину с книгами. Искренне желая порадовать своего духовного учителя, преданные разместили витрину прямо внутри главного входа в храм, снабдив ее встроенной подсветкой и прилавком.
Организованная экспозиция была для управляющих храма предметом гордости. Подсветка работала, книги были расставлены очень аккуратно. Гопала Кришна, секретарь Джи-би-си по Вриндавану, также присутствовавший при осмотре витрины, в разговоре с Прабхупадой поделился мнением, что храм этот - первоклассный, и дела в нем идут хорошо. Вслед за ним достоинства витрины стали расхваливать Акшаянанда Свами, Гунарнава и другие. Но все это время молчавший Прабхупада неожиданно вспылил.
- Вы говорите, что все замечательно, но я-то вижу, что все из рук вон плохо! Взгляните-ка туда! - и он ударил тростью об пол, затем поднял ее, указывая вверх.
- Я преодолел шесть тысяч миль, чтобы ткнуть вас носом в птичье гнездо?
Присутствующие преданные, подняв головы, и впрямь увидели в люстре большое птичье гнездо с торчащей соломой. Только сейчас все заметили, насколько это было грязно и неприглядно.
В своих письмах и книгах Шрила Прабхупада неоднократно объяснял, что одна из обязанностей духовного учителя - вскрывать недостатки учеников, даже если они незначительны. Перед лицом духовного учителя настоящий ученик всегда чувствует себя глупцом, лишенным духовного знания, а потому принимает полученные от учителя замечания как милость.
Как-то раз Шрила Прабхупада пригласил к себе руководителей храмов. Жалуясь на непомерные расходы во Вриндаване (а сейчас - и в Бомбее, где строительство только начиналось), он ждал от них не эмоций, а практических советов.
- Вы проматываете деньги здесь, - говорил он, - а Сурабхи - там. Как это остановить? Что вы предпримете?
Никто не знал, что сказать. Воцарилось долгое молчание.
- Станем сознающими Кришну! - наконец предложил Акшаянанда.
- Непрактичное предложение! - громко резюмировал Прабхупада. Акшаянанда Свами регулярно получал "удары молнии", но это ничуть не умаляло его желания общаться с духовным учителем. На одной из утренних прогулок Прабхупада говорил, что климат во Вриндаване очень суров - как летом, так и зимой, когда холоду сопутствуют дожди.
- Но Прабхупада, - сказал Акшаянанда, - даже если с неба хлынут потоки испражнений, мочи, гноя и крови, мы ведь все равно должны остаться во Вриндаване?
Прабхупада озорно улыбнулся:
- О, а что - обещают?
Преданные расхохотались.
В другой раз Акшаянанда Свами спросил:
- Правда ли, что, согласно шастрам, тот, кто опорожняет кишечник один раз в день - это йоги, тот, кто два - бхоги (чревоугодник), а тот, кто три - роги (больной)?
- Правда, - подтвердил Прабхупада, продолжая шагать, и немного погодя добавил. - Только не пытайся опорожнять кишечник раз в день.
- Аччха! - ответил Акшаянанда.
Шрила Прабхупада улыбнулся:
- Думаешь, что если испражняешься один раз в день, значит ты йог?
Хари-шаури нечасто общался со своим духовным учителем. Но однажды во Вриндаване Прабхупада пригласил его к себе, чтобы указать на одно серьезное нарушение. Дело было в том, что, будучи комендантом храма, Хари-шаури попросил незнакомого пожилого человека не есть в храме прямо перед Божеством. Старик обиделся, и за него вступился какой-то молодой бенгалец крикнувший Хари-шаури, что тот не имеет права критиковать в храме кого-либо. Хари-шаури попытался не обращать на него внимания, но бенгалец не унимался, угрожая вышвырнуть его из храма и срезать ему шикху. Дело закончилось тем, что Хари-шаури заломил юноше руку и велел чхаукидару его выдворить. Весть о случившемся быстро достигла Прабхупады, и он послал за Хари-шаури. "Это не к добру, - подумал Хари-шаури. - Духовный учитель впервые зовет меня к себе, да еще и по такому неприятному вопросу".