вводиться никакие изменения. Любые необходимые изменения можно внести на следующем заседании.
Затем председатель Джи-би-си попросил всех членов принять решение по последнему оставшемуся в повестке дня пункту. Прения по этой проблеме уже были, но поскольку решение принято не было, председатель устроил голосование. Все проголосовали за, подняв правую руку. И Шрила Прабхупада также поднял руку. Ученики рассмеялись, очарованные таким жестом Прабхупады.
- Да, - сказал Прабхупада, - Я просто следую Джи-би-си. Как вы скажете, так я и буду делать.
Узнав о решениях Джи-би-си, многие президенты храмов выразили несогласие. Они знали, что Прабхупада одобрил решения, но сочли, что некоторые санньяси так могут истолковать эти резолюции, что они приведут к расколу в Обществе. Многие президенты храмов, будучи грихастхами, чувствовали против себя дискриминацию. Они хотели, чтобы и им предоставили возможность высказаться.
Прабхупада знал о недовольстве президентов и поднял эту тему на следующей утренней прогулке. Окруженный санньяси, членами Джи-би-си, президентами храмов и другими, он заговорил, пытаясь наладить отношения в своей духовной семье:
- Я слышал, - сказал он, - что чрезмерная критика в адрес грихастх может вызвать беспокойства. Мм?
- Да, - признался Мадхудвиша.
- Итак, - сказал Прабхупада, - Я думаю, что грихастхам самим нужно организовать небольшой комитет и четко определить, что они будут делать. Это лучше, чем что-то им навязывать. Ведь в этот век никто не может строго следовать всем ограничениям шастр.
Тамала-Кришна не согласился с тем, чтобы грихастхи пересматривали решения Джи-би-си.
- Разве хоть в одном из наших решений, - возразил он, - мы диктуем грихастхам, как жить? Решения говорят лишь о том, как должно функционировать наше Общество! Там не говорится о том, как должны жить грихастхи! А что касается спорных моментов, Прабхупада уже поправил нас!
- Думаю, можно принять по этому вопросу дополнительное решение, - продолжал Прабхупада. - Создайте небольшой комитет из трех-четырех грихастх, и пусть сами решают, как им жить.
Меняя тему, Прабхупада спросил о том, когда будет строиться пандал. На сегодня ожидалось прибытие трехсот пятидесяти преданных с Запада. Необходимо установить пандал со сценой, и вечером должна начаться праздничная программа с театральными представлениями. Но преданные настолько были увлечены проблемой грихастх и санньяси, что им не терпелось продолжать ее исследовать.
- В чем разница между духом наслаждения и духом отречения? - спросил Пушта-Кришна Свами, возвращаясь к прежней теме.
- Мм? - переспросил Прабхупада.
Несмотря на заданный вопрос, он сохранял нейтралитет и не собирался вставать на сторону одной из партий. Он высказал свое мнение по поводу того, что нужно делать, но его метод обучения был осторожным и постепенным. Он прекрасно знал, как трудно удовлетворить столь разные интересы своих горячих последователей. Многие годы он сам принимал окончательные решения и обучал учеников тому, как, действуя сообща, двигаться вперед. В очередной раз они поставили вопрос так, что решить его мог только он - если ученики послушаются.
Пушта-Кришна: Например, как мы уже обсуждали, у брахмачари и грихастх разные склонности. Брахмачари стремится к отречению. Если брахмачари перестает жить как брахмачари и становится грихастхой - это указывает на то, что он больше склоняется к духу наслаждения. По крайней мере, до какой-то степени. Как же быть в этой ситуации?
Прабхупада: Если вы хотите наслаждаться, кто вас остановит?
Тамала-Кришна: Но мы же не можем это поощрять! Мы не можем поддерживать его наслаждения. Он сам должен взять за это ответственность!
Прабхупада: Согласно разным положениям и отношениям, существуют четыре ашрама - брахмачари, грихастха, ванапрастха, санньяса. Это значит, что все находятся на разных уровнях. Существуют разные уровни, но у всех ашрамов одна общая цель - избавиться от склонности к наслаждению. Вот чего мы хотим достичь.
Пушта Кришна: В "Шримад-Бхагаватам" мы читаем, что Шукадева Госвами приходил к семейным людям по утрам. Он задерживался у них на столько времени, сколько необходимо для того, чтобы дать им немного духовного знания, и взять немного молока. Из этого следует, что санньяси и люди, жившие в отречении, как правило, не испытывали особого желания общаться с домохозяевами из-за этого самого духа наслаждения и того общения, к которому он приводит. Поэтому и в нашем Обществе мы видим, что тем, кто склонен хранить целибат, общение с теми членами нашего Движения, в ком еще присутствует этот дух наслаждения, кажется несколько пагубным для духовной жизни.
Прабхупада: И что вы предлагаете? Выгнать их?
Мадхудвиша: Если у них не будет общения, они никогда не очистятся.
Тамала-Кришна: Нет, это не создаст