общающихся с такими людьми, как Аллен Гинсберг. Прабхупада написал Хаягриве, что нам надо положить конец всем тенденциям смешиваться с хиппи и мы должны стоять на своем. В Нью-Йорке мы, чтобы продавать журналы и петь, посещали разные мероприятия, и обычно это были акции, связанные с леворадикальными политическими движениями. Если где-то проходил марш мира или антивоенная акция, мы шли туда, и нас стали воспринимать как часть контркультуры.
РќР° ишта-гоштхах, которые РјС‹ начали проводить еще РІ РќСЊСЋ-Йорке, постоянно шли дебаты Рѕ том, хорошо ли, что нас отождествляют СЃ культурой С…РёРїРїРё. РЇ считал, что нам РЅРµ надо идти РІ хвосте С…РёРїРїРё, Р° нужно проводить СЃРІРѕРё мероприятия. РќР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· антивоенных акций Сѓ нас была неприятность: члены праворадикальной милитаристской РіСЂСѓРїРїС‹ порвали часть нашей литературы, Р° РєРѕРµ-кто даже преследовал нас, угрожая. Некоторым преданным казалось неправильным, что РјС‹ рискуем своей репутацией, связываясь СЃ левым течением РІ политике. После инцидента РЅР° антивоенной акции Брахмананда Рё Гаргамуни решили, что нам нужно посещать еще Рё мероприятия правых политических РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРѕРє. РќРѕ СЏ РЅР° ишта-гоштхи предложил проводить СЃРІРѕСЋ собственную уличную санкиртану (тогда РјС‹ называли это «парадом»), Рё РјС‹ стали небольшой СЃР±РѕСЂРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїРѕР№ санкиртаны ходить РёР· Нижнего РСЃС‚-Сайда РґРѕ Р’СЌСЃС‚-Виллиджа. РљРѕРіРґР° Прабхупада увидел эти идеи отраженными РІ наших протоколах ишта-гоштхи, РѕРЅ собственноручно сделал РїСЂРёРїРёСЃРєСѓ РЅР° полях. Прабхупада написал, что это отличная мысль: нам больше РЅРµ надо ходить РЅР° политические мероприятия, нужно устраивать СЃРІРѕРё собственные – РІСЂРѕРґРµ уличной санкиртаны. Р РјС‹ начали покидать (как РјРёРЅРёРјСѓРј, РЅР° Восточном побережье) среду С…РёРїРїРё. Теперь РјС‹ уже РЅРµ просто посещали очередные сборища или митинги сторонников РјРёСЂР° РІ надежде, что нас примет публика, Р° проводили собственные мероприятия, Рё РјС‹ заявили Рѕ себе как Рѕ вневременном трансцендентном Движении.
Р’ этом РїРёСЃСЊРјРµ Прабхупада критикует лжейогов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ «Трансцендентальной медитацией». РњС‹ СЃ беспокойством наблюдали Р·Р° ростом популярности РўРњ. Даже те люди, которым РјС‹ проповедовали РІ Бостоне, отвернулись РѕС‚ нас Рё стали заниматься этой «медитацией». Нам было больно это видеть. РњС‹ говорили людям, что наше Движение воистину аутентичное, одобренное ведической литературой, РЅРѕ РѕРЅРё отвечали: «А РІРѕС‚ Махариши РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что если сделать что-то хорошее, пусть Рё незначительное, то это хорошо, потому что трансцендентно». Некоторые молодые люди, интересовавшиеся сознанием Кришны, отдалились РѕС‚ нашего храма ради участия РІ этой бессмысленной медитации. Рто разочаровало нас, Рё РІ душу некоторых преданных, возможно, закрался страх Рё сомнения. Было важным, что Прабхупада укрепляет нашу убежденность, сообщая, что «Трансцендентальная медитация» РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рё СѓС…РѕРґРёС‚.
Р’ тот момент, РєРѕРіРґР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ какие-то события, трудно оценить происходящее РІ долговременной перспективе. Так, РєРѕРіРґР° РјС‹ лишь начали обретать известность РІ качестве РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ движения, связанного СЃ медитацией, РІРґСЂСѓРі появилось РўРњ, Рё РјРЅРѕРіРёРµ люди перебежали РѕС‚ нас Рє РЅРёРј. РњС‹ встревожились, РЅРѕ Прабхупада уверил нас РІ том, что РўРњ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рё СѓС…РѕРґРёС‚. Ржизнь доказала истинность сказанного Прабхупадой. Движение сознания Кришны сильно, РѕРЅРѕ глубоко укоренилось РІРѕ всех странах РјРёСЂР°, Р° популярность РўРњ иссякла. РР·-Р·Р° «левитации» Рё ориентации РЅР° добывание денег «Трансцендентальную медитацию» перестали воспринимать серьезно, ее уже РЅРµ считают РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№.
Однако в те годы последователи ТМ заявляли, что в их распоряжении находился самый замечательный и блаженный медитативный процесс, ведущий к расширению сознания. Слова Прабхупады надо рассматривать в этом контексте. Нам следует прислушиваться к ним; мы не должны относиться к ним легкомысленно. Почти все тогда считали, что Махариши чудесен, что он – истина в последней инстанции. Как минимум, люди считали его истинным гуру и трансценденталистом. Но Прабхупада был тверд, как скала, и он передал нам часть своей убежденности. С этим убеждением мы выходили на проповедь, хотя наша популярность была неизмеримо меньше популярности Махариши.
Я даже не могу передать, как серьезно мы воспринимали все высказывания Прабхупады, когда он сказал: «Мы не хотим иметь множество последователей-негодников. Давайте развивать это Движение искренне, с верой в Кришну, и люди постепенно начнут отдавать должное нашему служению», – мы приняли эти слова за основу нашей деятельности. Мы, все преданные, были новичками в преданном служении. Кроме Прабхупады у нас не было старших и более опытных преданных, а Прабхупада часто проповедовал в каком-то другом месте. Наши центры еще как следует не оформились, и местные власти (в том числе и полиция) не знали, что о нас думать. У нас было мало денег, и мы еще толком не разработали методику их получения (такую, как санкиртана). Наши расходы были небольшими, но мы не знали, на что будем жить в ближайшем будущем.
Выход на улицу в дхоти и с шикхой все еще был необычным зрелищем. Мы были бедными учениками Прабхупады, порвавшими все свои семейные связи, отбросившими мечты о карьере ради участия в миссионерской работе Прабхупады. Он всячески воодушевлял нас. Когда Прабхупада поощрял нас, это было как пища для голодного.
Не следует воспринимать письма как некое случайное общение со Шрилой Прабхупадой. Разве мы могли бы без этих писем жить? Разве смогли бы мы в период пика популярности ТМ проповедовать, не разочаровываясь и не тревожась, в таком городе как Бостон или Кембридж, если бы Прабхупада не рассказал