телефону. Р’ РѕРґРёРЅ РёР· вечеров РІ небольшом бостонском храме зазвонил телефон, Рё это был Прабхупада. РњС‹ РІСЃРµ РїРѕ очереди поговорили СЃ РЅРёРј. Первой говорила Джадурани, которая подняла трубку. РћРЅР° сказала, что слышала Рѕ том, что Прабхупада, СЃС…РѕРґСЏ РїРѕ трапу СЃ самолета, выглядел здоровым, шел быстро Рё был загорелым. Прабхупада рассказал ей, что прилетел РёР· РРЅРґРёРё сам, без сопровождающих. РљРѕРіРґР° Прабхупада сказал это, Джадурани почти что поправила его: «Но СЃ Вами был Кришна!В» Потом трубку РІР·СЏР» СЏ Рё сказал: «Свамиджи, нам Вас очень РЅРµ хватало. Так замечательно слышать Вас РїРѕ телефону!В» Р’ трубке раздался голос Прабхупады: «Да, Рё СЏ слышу тебя [хорошо]В». Затем Прабхупада РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёР» СЃ Прадьюмной. РўРѕС‚ сказал, что старается продавать «Шримад-Бхагаватам», давая рекламы. Прабхупада выслушал идеи Прадьюмны, похвалил его желание служить, РЅРѕ предложил РєРѕРµ-что получше. После Р·РІРѕРЅРєР° РјС‹ рассказывали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ, что сказал Прабхупада Рё что РјС‹ сказали ему, Рё РІСЃРµ сошлись РЅР° том, что каждый РёР· нас высказал РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ глупости. РќРѕ РІСЃРµ, сказанное Прабхупадой, было чудесным. Наша СЃ Прадьюмной радость была настолько велика, что РјС‹ РЅРµ удержались Рё стали кататься РїРѕ полу.
Первая часть письма имеет вид делового сообщения. Но для меня это дело было самым что ни на есть нектарным занятием, и эта часть письма была для меня самой важной. Те «дела», которые есть у духовного учителя с учеником, полны сладчайшей жизнетворной субстанции. Например, я помню, как в первые месяцы знакомства с Прабхупадой сидел в его комнате, когда он попросил меня помочь ему разобраться с разными бумагами, лежавшими на его столе. Некоторые листы я, по приказу Прабхупады, рвал на кусочки, а с другими бумагами Прабхупада поступал иначе. Просто сидеть рядом с Прабхупадой и рвать для него бумаги было блаженством, ибо я служил великой личности. Даже Кришна, Верховная Божественная Личность, в Своем высшем проявлении совершает во Вриндаване такие действия, которые на мирской взгляд кажутся несущественными. Он не поступает как царь или верховный правитель, а играет со своими друзьями-пастушками. Пусть даже то, что мы делаем для духовного учителя, кажется малозначимым, оно помогает упрочить наши дружеские отношения с гуру.
Прабхупада только что вернулся РёР· РРЅРґРёРё, РіРґРµ восстанавливался после инсульта. Р’ РРЅРґРёРё РѕРЅ ничего РЅРµ надиктовывал. Собственно, СЃРѕ времени своей болезни (СЃ РёСЋРЅСЏ 1967) Прабхупада РЅРµ работал над СЃРІРѕРёРј важнейшим трудом, РЅРµ переводил «Бхагаватам». Прабхупада был терпелив. РћРЅ понимал, что РІСЃС‘ РІРѕ власти Кришны Рё только РїРѕ Его воле РѕРЅ может писать. РќРѕ теперь Прабхупада вернулся РІ РЎРЁРђ, Рё его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ восстановилось РЅР° девяносто процентов. РћРЅ опять был готов работать.
Рто было Р·РґРѕСЂРѕРІРѕ, Рё РІСЃРµ преданные радовались (особенно СЏ, поскольку СЏ печатал РЅР° машинке). Р’ своем РїРёСЃСЊРјРµ Рє Прабхупаде СЏ вызвался печатать, РЅРѕ СѓРїРѕРјСЏРЅСѓР», что Сѓ меня нет диктофона. Поэтому Прабхупада спрашивает, как СЏ СЃРјРѕРіСѓ работать, если диктофона нет. РўРѕРіРґР° РРЎРљРљРћРќ только-только начинал развиваться, Сѓ нас было мало опыта, мало денег, Рё даже чтобы обзавестись офисным оборудованием, требовались существенные усилия.
Годом ранее я уже распечатывал аудиозаписи Прабхупады, но тогда я пользовался его техникой. Печатал я в комнате, смежной с комнатой Прабхупады, и брал диктофон у него. Прабхупада не позволял уносить диктофон из его комнаты далеко. Закончив печатать, я аккуратно сворачивал шнур и относил диктофон назад в комнату Прабхупады. Но теперь я находился в Бостоне. Прабхупада упоминает в своем письме, что, хотя я вызвался распечатывать надиктованное им, у меня нет диктофона. Прабхупада даже написал, как мне обзавестись аппаратом, и я был рад получить это письмо и его прямое указание.
Пока я не знал наверняка, буду ли печатать для Прабхупады, мне не хотелось тратить наши скудные финансы на диктофон. Я не был уверен, что останусь переписчиком Прабхупады, но он своим письмом уверил меня в том, что я по-прежнему буду заниматься этим служением – так что вперед, за диктофоном!
На работу я ездил автобусом, и по пути было место, где продавалось офисное оборудование. Я вышел там и взял напрокат диктофон «Грюндиг». Теперь мы используем кассетные диктофоны, но в то время кассеты еще не завоевали рынок. Прабхупада пользовался катушечным диктофоном. С диктофоном «Грюндиг» я обращался очень бережно. В тот же день я послал Прабхупаде письмо, и он стал регулярно посылать мне свои магнитофонные записи.
Мне очень повезло: поскольку я распечатывал тексты Прабхупады (а с того момента, когда Прабхупада их диктовал до выхода книги в свет проходило немало времени), то на протяжении этого периода я обладал уникальной информацией, недоступной больше никому из преданных. Тогда Прабхупада работал, примерно, над серединой Третьей песни «Бхагаватам», где описывается рождение Хираньякашипу и сообщается о том, как Кумары отправились в духовный мир и увидели Господа Нараяну. Я даже написал об этом статью для журнала «Обратно к Богу», которую опубликовали раньше, чем была издана Третья песнь. Пока мы готовили книгу Прабхупады к изданию, он всегда был рад видеть в журнале подобные статьи.
Наш бостонский центр нельзя было назвать ведущим, но одним из наших преимуществ стало то, что я получал магнитофонные записи Прабхупады. Реще я редактировал