Духовное тело не имеет отношения к расстройствам материального тела. Тот, кто не подвержен воздействию материального тела или умственных расстройств, достоин войти в духовное царство Господа.
В Бостоне ты можешь назначать встречи со мной на май, поскольку я собираюсь поехать в Нью-Йорк в апреле, а в Бостон – в мае, после чего собираюсь в июне поехать в Монреаль. Прилагаю магнитофонную запись от 2.21.1968. Передавай мои благословения Прадьюмне, Джадурани и юноше, присоединившемуся к вам. Будь всегда поглощен сознанием Кришны, и Господь даст тебе необходимое понимание.
Всегда твой благожелатель
А. Ч. Бхактиведанта Свами.
* * *
Прабхупада начинает письмо с благодарности за мое «чистое служение». Я хотел бы подробнее объяснить, насколько важным было для меня это утверждение. Если я комментирую адресованные мне письма Прабхупады честно, то я должен не просто пересказывать учение сознания Кришны, но и сообщать о том, какой наградой (эмоциональной и духовной) были для меня письма Прабхупады.
РџРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя стоит, РІ каком-то смысле, выше священного писания. Р’ писании Верховный Господь РЅРµ обращается лично Рє нам СЃРѕ словами: «Спасибо Р·Р° твое чистое служение». Шастры утверждают, что преданные, воспевающие Рмена Кришны, РґРѕСЂРѕРіРё Ему, РЅРѕ конкретный читатель РЅРµ может СЃ уверенностью сказать, относится ли это утверждение Рє нему. Рђ даже если Рё относится, то это общее утверждение, РѕРЅРѕ адресовано всем преданным. РќРѕ слова Прабхупады РІ этом РїРёСЃСЊРјРµ адресованы РјРЅРµ. Да Рё само обращение – «мой РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Сатсварупа» – это РёРјСЏ данное РјРЅРµ Прабхупадой, РёРјСЏ, РїРѕРґ которым меня знает Кришна. Ртот уникальный дар РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя даже ценнее, чем дары шастр. Махабхарата объясняет:
тарко `пратиштах шрутайо вибхинна
насав ришир ясья матам на бхиннам
дхармасья таттвам нихитам гухаям
махаджано йена гатах са пантхах
Посредством логики Абсолютную Рстину РЅРµ постичь, так как логические аргументы РјРѕРіСѓС‚ быть опровергнуты более искусным логиком; философ РЅРµ добьется признания, РїРѕРєР° РЅРµ опровергнет всех предыдущих философов; найти Абсолютную Рстину РІ шастрах очень трудно РІРІРёРґСѓ разнообразия труднопонимаемых смыслов; РЅРѕ Абсолютная Рстина кроется РІ сердцах беспримесных чистых преданных; поэтому надо придерживаться пути махаджан.
РР· этого стиха РјС‹ можем понять, что получение личных наставлений РѕС‚ такого махаджаны, как Шрила Прабхупада, ценнее простого изучения РјРЅРѕРіРёС… шастр. РќРѕ, поскольку СЏ РЅРµ считал СЃРІРѕРµ служение «чистым», то как СЏ должен был воспринять утверждение РёР· этого РїРёСЃСЊРјР°? РЇ РїРѕРЅСЏР» это так, что Прабхупада РґРѕР±СЂ РєРѕ РјРЅРµ, Р° РЅРµ пытается дешево РјРЅРµ льстить. РџРѕ своей доброте РѕРЅ великодушно называет РјРѕСЋ постоянную занятость чистым служением ему. РЇ хотел быть чистым слугой, Рё благословение, посланное РјРЅРµ Шрилой Прабхупадой РІ этом РїРёСЃСЊРјРµ, побуждало меня двигаться РІ данном направлении.
На каком-то уровне мое служение, и служение моих братьев в Боге, было «чистым» и «беспримесным», и Шрила Прабхупада, увидев в нас некоторую чистоту (хотя мы были неофитами), возвышал нас. В конце концов, он непостижимым образом сделает нас чистыми слугами. Наша связь с Прабхупадой непостижима, поэтому нет ничего невозможного в том, что тот, кто работает на Прабхупаду, сможет по его милости стать чистым преданным. Так говорит Прабхупада, и это подтверждается Санатаной Госвами:
ятха канчанатам яти камсьям раса-видханатах
татха дикша-видханена двиджатвам джаяте нинам
Как бронза, соединяясь с ртутью в алхимической реакции, превращается в золото, так и человек, должным образом обученный и инициированный истинным духовным учителем, сразу же становится брахманом.
– Чайтанья-чаритамрита, Ади 7.47, комментарий
В этом письме Прабхупада также проявляет заботу о своих едва зародившихся центрах в Бостоне и Нью-Йорке. Однако он предостерегает меня от придания неверного смысла озабоченности его здоровьем. «Не волнуйся о моем материальном теле», – говорит Прабхупада.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим следует отметить несколько моментов. Прабхупада имеет РІ РІРёРґСѓ РјРѕРµ РїРёСЃСЊРјРѕ Рє нему, РІ котором СЏ выражал СЃРІРѕСЋ озабоченность его здоровьем Рё надежду РЅР° то, что РѕРЅ избавится РѕС‚ болезни. Прабхупада увидел РёР·СЉСЏРЅ РІ моем выражении озабоченности. Рто утверждение можно рассматривать РІ нескольких ракурсах:
1. Болезнь Прабхупады была нематериальной. Тело Прабхупады было духовным, а его болезнь – необычной.
2. Даже если и казалось, что Прабхупада страдает, это не мешало его сознанию Кришны. Преданное служение ничем не прерывается и может осуществляться даже в уме. Так что сознание Кришны у Прабхупады было неподвержено материальным воздействиям – даже в таких превратностях, как болезнь.
3. Поэтому, даже если чистого преданного беспокоят телесные расстройства, его ум остается чистым, полным сознания Кришны, и он достоин того, чтобы возвратиться домой, обратно к Богу. Шастра говорит:
тат те `никампам сусамикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дая-бхак
О Господь, тот, кто всегда ждет Твоей беспричинной милости, проливаемой на него, и кто, страдая из-за плодов своих прошлых неверных поступков, от всего сердца склоняется пред Тобой в почтении, несомненно достоин освобождения, которое принадлежит ему по праву.
– Шримад-Бхагаватам,10.14.8
4. Говоря об «умственных расстройствах» Прабхупада имеет в виду материальные желания. Прабхупада сообщает мне, что если человек находится в чистом сознании Кришны, то его нельзя называть больным. (А я, по-видимому, обратился к Прабхупаде именно таким образом.) «Болезнь» всегда материальна. Поэтому Прабхупада увидел изъян в моей озабоченности.
Мой духовный брат Мадхусудана однажды тоже написал Прабхупаде о его болезни. РМадхусудана тоже получил от Прабхупады письмо. Оно начиналось словами «дорогой