другие предметы, вроде тех, которым учат в университете. Но наша проповедь всегда должна основываться на «Шримад-Бхагаватам». Рмы можем обсуждать представленную в «Бхагаватам» версию социологии (варна-ашрама), политики (ишавасья) и философии. («Религия без философии сентиментальна и порой фанатична, но философия без религии – лишь сухие умственные предположения».)
Как привлечь студентов, РЅРµ затрагивая РёС… предубеждений, Рё РІ то же время РЅРµ чрезмерно поддаваясь РЅР° давление РјРёСЂСЃРєРѕР№ аудитории, желающей, чтобы РІС‹ потворствовали РёРј Рё РЅРµ проповедовали чистое сознание Кришны? Ответ РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ таков: «Сосуд СЃ СЏРґРѕРј РїРѕРґ РІРёРґРѕРј нектара». Здесь РїРѕРґ «ядом» следует понимать то, Рѕ чем РѕРЅРё РЅРµ хотят слушать, – сознание Кришны. Р’ ведической литературе говорится РјРЅРѕРіРѕ Рѕ чем. Кришна есть РІСЃС‘; сознание Кришны распространяется РЅР° РІСЃРµ сферы знания. Просто нужен умелый РїРѕРґС…РѕРґ. Озаглавив беседу «Системы обретения знания» РІС‹ можете прочесть лекцию Рѕ соотношении таких СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ познания, как непосредственное восприятие, теория Рё слова авторитетного лица — как РѕР± этом сказано РІ санскритских Ведах. Рли РЅР° занятии РїРѕ социологии РІС‹ можете провести беседу «Цели человеческого общества». Феминисткам РІС‹ можете рассказать РІ соответствии СЃ Ведами Рѕ роли женщины. Р’С‹ удовлетворите желание аудитории слушать Рѕ женщинах, Рё РїСЂРё этом можете представить философию, совершенно РЅРµ разбавляя ее. Р’ ведической литературе есть замечательные истории Рѕ женщинах-героинях, Рё РІ ведическом обществе женщинам отводится высокое место, Рё истинное заключение (хотя РѕРЅРѕ, возможно, будет Рё РЅРµ таким, какого ожидали слушающие вас феминистки) должно, РїРѕ большому счету, удовлетворить РёС….
Вы можете выступить на занятиях по социологии с речью «Важность семьи», или на семинаре по политологии провести беседу «Какая политическая система является лучшей?» В названии вашей лекции должно быть что-то имеющее вид мирской темы, привлекательной для обыкновенной аудитории. Когда преданный выступает с речью, сутью его презентации является сиддханта сознания Кришны. Но он представляет ее в контексте социологии (или как пишет Шрила Прабхупада: «излагая философию сознания Кришны на основе «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», ты можешь просто коснуться чего-то социо-политического»).
РњС‹ РЅРµ должны забывать Рѕ заключительном слове сознания Кришны: сарва-дхарман паритйаджйа – «Оставь РІСЃРµ религии Рё просто предайся Кришне». Если РјС‹ РЅРµ произнесли Святое РРјСЏ Рё РЅРµ сказали, что преданность Кришне – это принцип, стоящий над всеми религиями, то чего стоит сказанное или написанное нами? Уже есть тысячи профессоров Рё РєРЅРёРі, смутно описывающих Бога РІ РјРёСЂСЃРєРёС… терминах. РњС‹ РЅРµ хотим делать СЃРІРѕР№ вклад РІ это занятие.
В данном письме Прабхупада рассказывает, как девушка вишаканья отравляла политических противников. Прабхупада поясняет: «Аналогично и нам надо внедрять сознание Кришны, чтобы посредством политики и социологии люди получали прививку и становились сознающими Кришну. Но вместо того, чтобы пасть жертвами, они станут бессмертными. В этом отличие».
Также Прабхупада РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РІ этом РїРёСЃСЊРјРµ Рѕ Раманудже, который нарушил этикет РІ отношении своего РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя, Ямуначарьи. Казалось Р±С‹, Рамануджа просто РїСЂРѕСЏРІРёР» непослушание РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ учителю, РЅРѕ, РЅР° самом деле, РёРј двигало желание исполнить суть наказа РіСѓСЂСѓ. До меня РёР· вторых СЂСѓРє дошел смутный рассказ РѕР± этой истории, поэтому СЏ СЃРїСЂРѕСЃРёР» Прабхупаду, как было РЅР° самом деле. Нас РЅРµ должны удовлетворять описания РёРіСЂ Кришны, полученные РёР· вторых или третьих СЂСѓРє. РС… должен подтвердить духовный учитель. Есть миллионы ведических историй, Рё наш духовный учитель, возможно, РЅРµ СЃРѕ всеми РёР· РЅРёС… желает нас знакомить. РњС‹ обезопасим себя, если будем повторять только те истории, которые слышали РѕС‚ него.
Еще Прабхупада здесь рассказывает о том, как Говинда, слуга Господа Чайтаньи, переступил тело Господа, чтобы служить Ему, но отказался вторично переступать через Его тело ради удовлетворения собственных чувств. В соответствии с этикетом вайшнавов, переступить через тело преданного – это оскорбление, но Говинда нарушил этикет, чтобы служить Господу.
Однажды Прабхупада сидел за своим столиком на Второй авеню 26. Один из преданных прилаживал картину над головой Прабхупады. Чтобы повесить картину, ученику нужно было встать на коврик, на котором сидел Прабхупада, но ученик вначале спросил: «Свамиджи, можно мне встать сюда?» Прабхупада ответил: «Чтобы служить мне, ты можешь, если нужно, встать мне на голову». Однако переступить через тело духовного учителя или встать на его коврик или наступить на него – это сугубо оскорбительное действие, если оно совершается ради удовлетворения наших собственных чувств.
Прабхупада рассказывал, что Ямуначарья однажды дал Раманудже тайную мантру. Рамануджа знал, что его духовный учитель хочет освободить все падшие души, и поэтому Рамануджа огласил мантру народу на базарной площади. В других обстоятельствах Прабхупада рассказал еще кое-что. Он сообщил, что Ямуначарья впоследствии отругал Рамануджу: «Ты знаешь, что за нарушение моего наказа и разглашение этой мантры, данной тебе, ты можешь попасть в ад?» Рамануджа ответил: «Я готов пойти в ад, но я хочу осуществить Твою миссию». Слова Рамануджи «Я готов пойти в ад» позволяют понять, что крайне редко ученик может нарушить предписания шастр или наказ гуру, не подвергая опасности свою духовную жизнь. Аналогично, шастры советуют гуру не принимать слишком много учеников, поскольку он может страдать от последствий этого. Когда гуру, вопреки предписанию, принимает многих учеников, он лично рискует.
Точно так же гопи дали пыль со своих стоп, когда Нарада