ученики должны больше участвовать в проповеднической работе. Конечно, мы все старались делать это, но на практике этого не происходило. Шрила Прабхупада никогда не прекращал активно проповедовать. Он чувствовал, что ему надо оставаться на передней линии отчасти потому, что он находил нас неквалифицированными и неспособными справиться без него. Да и дух Прабхупады, побуждающий его сражаться во имя Господа Чайтаньи Махапрабху, был несгибаем. Однако он считал, что не надо устраивать, по крайней мере, легковесных собраний, на которые люди могли прийти или не прийти, или, придя, не проявлять интереса к теме лекции. Если группа, приглашающая лектора, платит ему, то это признак серьезности намерений. Прабхупада продолжал путешествовать и читать лекции, и он хотел переложить часть активной проповеди на других.
Вместе СЃ этим РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ первого РЅРѕСЏР±СЂСЏ пришло второе РїРёСЃСЊРјРѕ, адресованное Джадурани. Рто свидетельствует Рѕ том, насколько умелым был Прабхупада РІ общении СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё учениками, которые РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ являлись мужем Рё женой. Преданные верны РІ первую очередь РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ учителю, Р° РЅРµ СЃСѓРїСЂСѓРіСѓ. РРЅРѕРіРґР° кто-то РёР· СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ может хотеть, чтобы РІ семейных диспутах его поддержал РіСѓСЂСѓ. Джадурани РЅРµ нравилось, что СЏ ее ограничиваю, особенно РєРѕРіРґР° СЏ старался умерить ее поведение, чтобы помочь ей восстановиться РѕС‚ болезни. Р’ РїРёСЃСЊРјРµ Шрила Прабхупада подтверждает верховенство ее взаимоотношений СЃ РЅРёРј Рё ее СЃРІРѕР±РѕРґСѓ РѕС‚ ограничений, накладываемых мужем. Р РІСЃРµ же РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ ей, что надо слушаться мужа:
Ртим СЏ подтверждаю СЃРІРѕРµ высказывание Рѕ том, что жене достается доля заслуг РѕС‚ благочестивой деятельности ее мужа. Так что ты должна хорошо понимать, что жизнь Шримана Сатсварупы всецело посвящена Кришне. Так что, Рѕ чем Р±С‹ РѕРЅ РЅРё РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» тебя, ты должна СЃ готовностью выполнять его наказы. Р’ действительности, РѕРЅ РЅРµ может ограничить тебя РІ служении Кришне или РјРЅРµ, РЅРѕ поскольку нам нужно работать СЃ нынешним телом, РјС‹ должны заботиться Рѕ нем, придерживаясь обычных правил.
14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1968
Мой дорогой Сатсварупа,
пожалуйста, РїСЂРёРјРё РјРѕРё благословения. Большое спасибо Р·Р° РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1968. РЇ внимательно ознакомился СЃ его содержанием. Было приятно узнать, что дела РІ храме РёРґСѓС‚ хорошо, Рё что РІС‹ продаете РІ месяц РїРѕ четыреста экземпляров журнала «Обратно Рє Богу». Как СЏ РїРѕРЅСЏР», ты стараешься устроить побольше лекций РІ колледжах – РЅР° занятиях РїРѕ социологии Рё политологии, Р° также РЅР° занятиях РїРѕ философии. РќРѕ тебе РЅРµ надо вести политические или социологические РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё. Рзлагая философию сознания Кришны РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ «Бхагавад-гиты» Рё «Шримад-Бхагаватам», ты можешь просто коснуться чего-то социо-политического. Сознание Кришны настолько широко Рё всеобъемлюще, что РјС‹, проповедуя сознание Кришны, естественным образом получаем РјРЅРѕРіРѕ возможностей затрагивать политику, хотя это Рё РЅРµ наша тема. Чтобы делать это, нужна СЃРЅРѕСЂРѕРІРєР°. РўС‹ можешь участвовать РІ таких занятиях Рё представлять тему так, чтобы вначале РѕРЅР° выглядела как социо-политическо-философское выступление, РЅРѕ РїРѕ сути знакомило СЃ нашей философией сознания Кришны. Рто требует умелого РїРѕРґС…РѕРґР°. РўС‹ можешь заявить политическую или какую-то РґСЂСѓРіСѓСЋ тему, Р° завершить ее нашей философией.
Вишокумбхан пайомучкхан. Рто означает дать РєРѕРјСѓ-то СЃРѕСЃСѓРґ СЃ СЏРґРѕРј РїРѕРґ РІРёРґРѕРј нектара или молока. Так что Рё РјС‹ аналогичным образом должны становиться политиками, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как РІ древности политикам подсовывали вишаканью. Рта вишаканья – ядовитая красивая девушка. Техника такая: маленькой девочке ежедневно давали небольшие РґРѕР·С‹ СЏРґР°, которые РѕРЅР° могла перенести. Дозу постепенно увеличивали, Рё Рє тому моменту, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° вырастала, РґРѕР·Р° становилась максимальной. РЎ помощью такой девушки убивали врагов. Врага принимали как гостя, Р° девушку посылали заботиться РѕР± его удобствах. РљРѕРіРґР° между РЅРёРјРё возникала близость, Рё гость целовал девушку РІ РіСѓР±С‹, СЏРґ очень быстро оказывал СЃРІРѕРµ воздействие, поскольку через язык девушки СЏРґ передавался очень быстро. Рвраг умирал. Аналогично Рё нам надо внедрять сознание Кришны, чтобы посредством политики Рё социологии люди получали РїСЂРёРІРёРІРєСѓ Рё становились сознающими Кришну. РќРѕ вместо того, чтобы пасть жертвами, РѕРЅРё станут бессмертными. Р’ этом отличие.
Приведенная тобой история Рамануджачарьи РЅРµ является случаем непослушания. Рто было великим желанием ученика осуществить РјРёСЃСЃРёСЋ своего РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя. Подобные редкие случаи можно встретить РІ разных местах. Так, подобный случай имел место РІ жизни Чайтаньи Махапрабху. Его личный слуга, Говинда, переступил через Него, РєРѕРіРґР° Чайтанья Махапрабху лежал РЅР° полу. Рстория такова: Чайтанья Махапрабху после обеда немного отдыхал, Р° Говинда РІ это время массировал Ему стопы. Однажды Чайтанья Махапрабху очень быстро заснул, положив голову РїСЂСЏРјРѕ РЅР° РїРѕСЂРѕРі своей комнаты.
Пока Чайтанья Махапрабху спал, Говинда, переступив через тело Чайтаньи, стал массировать Ему стопы. Он сидел в комнате, и когда Чайтанья Махапрабху проснулся, Он увидел, что, несмотря на позднее время, там сидит Говинда. Поэтому Он спросил: «Говинда, ты не принимал прасад? Почему ты сидишь здесь?» Говинда ответил: «Да, я сейчас пойду, приму прасад. Я не мог выйти из комнаты, поскольку Ты лежал на пороге». Чайтанья Махапрабху сказал: «А как же ты вошел?» Говинда честно признался: «Переступив через Тебя». Тогда Чайтанья спросил: «Почему же ты не вышел, переступив через Меня?» Говинда сказал: «Я не мог сделать этого. Я переступил Тебя, входя в комнату, чтобы служить Тебе, но я не могу, переступив через