Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: АШТАНГА-ХРИДАЯМ
------ Страница 38 ------

АШТАНГА-ХРИДАЯМ - Страница 38

зону и горло. К его функциям относятся

речь, память, попытки к действию, энтузиазм, сила и румянец на щеках.

Вйана Вайу расположен в сердце и движется по всему телу с очень боль-

шой скоростью, способствуя движениям тела (хождение, бег, сгибание и

разгибание, поднятие и опускание), морганию и всей остальной телесной

активности. Самана Вайу обитает около Агни, Огня пищеварения, дви-

жется по кишечнику, когда туда попадает пища, способствует ее перевари-

ванию, разделяя на питательную часть и нечистоты (неперивариваемые ос-

татки), помогая при этом их эвакуации. Апана Вайу локализуется в Апа-

на (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой

пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помо-

щи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой дея-

тельности и приходу месячных. Питта доша состоит из пяти субдоша.

Субдоша, находящаяся между толстым кишечником и желудком, и, обла-

дая качествами всех пяти первоэлементов, в большей степени состоит из

Огня, поэтому не меняет своих качеств на более слизистые и холодные и

т.д., называется Анала (Огонь), ведь основная ее функция - пищеварение.

Переваривание пищи, разделение ее на питательную часть и побочные

продукты, помощь всем остальным субдошам Питта доша, а также Агни,

расположенному в каждой ткани, придание им силы и энергии - функции

этой субдоши - Пачака Агни.

Питта доша, находящийся в печени и в селезенке известен как Ранджа-

ка Агни, потому что он придает цвет крови и способствует формированию

ее из хилуса, а из нее - мышечной ткани.

Находящаяся в сердце субдоша Питта доша называется Садхака Агни,

потому что эта субдоша отвечает за все ментальные функции, такие как

накопление знания, интеллигентность, самоосознание и др., а также спо-

собствует поддержанию души в теле и продлению жизни.

Питта доша, находящийся в зрачке, называется Алочака Агни, потому

что он помогает видеть форму окружающих предметов.

Тот Агни, который находится в коже и способствует проявлению ее

цвета называется Бхраджака Агни. Капха доша включает в себя пять

субдоша, находящихся в груди, спине и боках. Она порождает силу и

энергию, благодаря которой хилус, скапливаясь в сердце, соединяется с

первоэлементом Вода и приобретает ее качества (влажность, жидкую

форму, подвижность, холодность и др.), поддерживая тем самым (наравне

с Капха доша) функции всего организма. Из нее происходят все остальные

субдоша Капха доша, поэтому ее название - Аваламбака Капха. Капха

доша, находящаяся в желудке (Амашайа) называется Кледака. Эта Кледака

Капха смачивает пищу в желудке, помогая ей перевариваться и защищая

желудок от Агни.

Капха доша, локализующаяся в языке называется Бодхака, так как по-

могает вкусовой чувствительности.

Находящаяся же в сердце Капха доша называется Тарпака Капха. Эта

Капха доша контролирует все органы чувств.

Находящаяся в суставной полости и называемая Слешака Капха

отвечает за смачивание и подвижность суставов. Не смотря на то, что

доша находятся во всем теле, эти места стоит рассматривать как мета их

основной локализации. То же самое можно сказать и перечисленных

функциях, исполняемых ими в состоянии баланса.

Сухость и другие качества этого ряда (легкость, подвижность, ясность,

резкость и др.), в соединении с жаром, ведут к Чайа (среднему увеличе-

нию) Вата доша, в соединением с холодом - к Копа (глубокому увеличе-

нию). Маслянистость и другие качества этого ряда (тяжесть, жар, слизи-

стость, неподвижность и др.), в соединении с жаром, возвращают Вата

доша в нормальное состояние (Сама).

Активность и остальные качества этого ряда (сухость, легкость, под-

вижность, жидкая форма и др.), в соединении с холодом, вызывают сред-

нее увеличение Питта доша, а в соединении с жаром - глубокое увеличе-

ние. Медленность и остальные качества этого ряда (холодность, тяжесть,

маслянистость, слизистость, неподвижность и др.), в соединении с холо-

дом, возвращают ее в нормальное состояние.

Маслянистость и остальные качества этого ряда, в соединении с холо-

дом, вызывают среднее увеличение Капха доша, а в соединении с жаром -

ее глубокое увеличение. Вялость и другие качества (резкость, сухость,

легкость, ясность, подвижность и др.), в соединении с холодом, возвра-

щают ее в нормальное состояние.

Среднее увеличение доша (Чайа) - увеличение в пределах мест локали-

зации. Оно вызывает отвращение к субстанциям, вызывающим их увели-

чение и тягу к субстанциям, обладающим противоположными качествами.

Глубокое увеличение (Копа) заключается в движение увеличившихся доша

по всему телу, проявлению в организме их качеств, болезненном состоя-

нии, возникновению продромальных симптомов и непосредственно болез-

ни.

Сама - состояние равновесия доша в местах их локализации и отсутст-

вие проявления их патологических качеств.

Чайа, Пракопа и Прасама Вата доша связаны с тремя сезонами, начиная

с грищма соответственно; Питты - с тремя сезонами, начиная с варща;

Капхи -

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36