к уменьшению или увеличению тканей. Вышедшая
из нормального состояния ткань приводит в аналогичный дисбаланс все
последующие (см. трансформацию семи тканей).
После того, как доша вышли из равновесия (увеличились или уменьши-
лись), они вводят в состояние дисбаланса все семь тканей. Соединенные,
они вызывают дисбаланс нечистот, которые, в свою очередь, забивают ка-
налы, по которым движутся нечистоты, которых два внизу, семь в голове
и множество для пота. В этих забитых каналах и возникает болезнь.
Оджас - это эссенция семи дхату, заканчивающихся семенем. Он на-
ходится в сердце, пронизывая все тело, он контролирует все его функции.
Он маслянистый, состоит в основном из Воды, чистый, желтоватый по
цвету. При его потере организмом тело разрушается, а его наличие дает
жизнь. От него проистекают всевозможные психические и физические со-
стояния и функции организма.
Оджас уменьшается во время страха, голода, волнения, гнева, перена-
пряжения и т.д. От этого человек становится раздражительным, ослаблен-
ным, постоянно беспокоится (по поводу и без повода), ощущает диском-
форт в органах чувств, ухудшается внешний вид и настроение, появляется
сухость в теле. Лечение - прием трав группы Дживанийа гана (см. главу
15), молока, мясного бульона и др.
Увеличение Оджаса ведет к удовлетворенности, хорошей трофике и
увеличению сил.
Увеличение и уменьшение (доша) регулируются принятием пищи, ко-
торую больной не любит или очень любит (соответственно), если он ест
неподобающую пищу.
Доша, начавшие увеличиваться или уменьшаться, порождают тягу к
пище, которая соответственно противоположна или сходна им по качест-
вам. Неразумный человек не обратит на это внимание.
Увеличившиеся доша ведут к проявлению в организме свойственных
им качеств, и чем сильнее увеличение, тем сильнее они проявляются. При
уменьшении доша этого не происходит, а если они находятся в равнове-
сии, то выполняют свои обычные функции.
Доша, находящиеся в состоянии равновесия, ведут к здоровому разви-
тию организма, а к его разрушению - находящиеся в дисбалансе. Надо
предохранять тело от их дисбаланса с помощью правильно подобранных
методов (процедур, трав, диеты и т.д.).
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya -
su]-Sqne dozaidiv&anoyo namewkadxo_?yay: -- 11 --
Так заканчивается глава Дощади виджнанийа (наука о доша), одинна-
дцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад
Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава двенадцатая
ДОЩАБХЕДИЙА АДХЙАЙА
(классификация доша)
Aqato doz.edIya?yay VyaXVyaSyam: -
sit h Smahura]eyadyo mhzRy: -
Сейчас мы поведаем главу Дощабхедийа (классификация доша), как
поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Прямая кишка, талия, бедра, уши, кости и органы тактильной чувстви-
тельности (кожа) - места локализации Вата доша, но наиболее важное из
них - кишечник (Паквашайа).
Пупочная зона, желудок и двенадцатиперстная кишка, потовые железы,
лимфа, кровь, хилус, глаза и органы тактильной чувствительности - места
локализации Питта доша, но основное среди них - пупочная зона (Набхи).
Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хи-
лус, жир, нос и язык являются местами локализации Капха доша, но основ-
ное среди них - грудная клетка (Урас). Вата доша делится на пять суб-
доша, суть Прана Вайу и другие.
Прана Вайу находится в голове и оттуда, через носоглотку, пищевод и
трахею, спускается в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, ин-
теллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за
вдох и выдох, глотание, чихание, рвоту и плевание. Грудная зона явля-
ется обителью Удана Вайу, который, поступая в нос из окружающего про-
странства, проходит в пупочную