и оценим предложения
Тухачевского.
Несомненно, был он гением. Он предлагал усиление армии. Он
хотел как лучше. И все у него правильно, верно, прогрессивно.
Только пределы неразумные.
Если выпустить 50-100 тысяч танков в год, то одновременно
следует выпустить примерно такое же количество самолетов - без
поддержки авиации танки превращаются в гробы. 50-100 тысяч
самолетов? В один год? А где их строить? На каких заводах?
Мебельные фабрики в авиационные заводы превратить? Так не было
у нас тогда столько мебельных фабрик, как нет их и сейчас.
Допустим, построили столько самолетов. 100-120 самолетов -
это авиационная дивизия. Формировать 416-1000 авиационных
дивизий? Это сколько же летных и технических училищ надо
открыть? Сколько аэродромов построить? Самолеты построим
сейчас, а когда летчики появятся? Через три года? Нет, не через
три. Сначала надо будет потратить несколько лет на подготовку
инструкторов, а потом уж инструкторы подготовят летчиков.
Самолеты - сейчас, а летчики придут минимум через пять-шесть
лет. Что же делать с десятками тысяч самолетов, для которых нет
летчиков? Пусть в поле стоят, дожидаются? Или, может быть,
самолеты пока производить не будем? Наштампуем танков и оставим
их без авиационной поддержки? Так это преступление. Это
вредительство. За такие дела нужно расстреливать.
Но если и подготовить летный состав, так ведь не на одном
летном составе стоит авиация. Самолетам нужны техники,
механики, инженеры, охранники. Авиационным полкам, дивизиям,
корпусам и армиям нужна разведка, нужна связь, нужны штабы,
ремонтные заводы, метеорологическое и навигационное
обеспечение, нужны госпитали, казармы, комендатуры, гауптвахты,
парашютные хранилища и парашютные сушилки и много, много еще
всякого.
Какую же армию хотел развернуть Тухачевский? Или он
планировал иметь одни только танки без самолетов и артиллерии?
2
Тухачевский требовал: нужно производить танки!
Тут возникает множество вопросов. Не последний из них: КАКИЕ
ТАНКИ?
Для массового производства нужна не только индустриальная
база, но и образец машины, которую мы собираемся выпускать.
Индустриальной базы в 1928 году не было, но не было и
Подходящего образца для производства. В 1927 году на вооружение
Красной Армии был принят танк МС-1. Мощность двигателя говорит
обо всем - 35 л.с. Ну-ка вспомним для сравнения, сколько у
"Запорожца"? Но "Запорожец" не несет на себе брони, и по полю
вспаханному ему не каждый день ходить... Броня танка МС-1 - на
заклепках. Максимальная скорость 16 км/ч. По Красной площади -
до 19. Это наш первенец. Небольшая (по нашим понятиям) серия
этих танков была нужна: конструкторы получили первый опыт
создания танка, войска получили возможность использовать на
учениях настоящие, живые танки, пусть еще предельно слабые и
несовершенные. Для пограничных стычек этот танк - тоже подмога
войскам. За неимением лучшего... Но наклепать их многими
десятками тысяч? Кому они нужны? Может, купить зарубежный
образец? Нечего покупать. В 1928 году во всем мире никто не мог
предложить образец, достойный большой серии.
По этой теме комедию снимать: великий полководец Тухачевский
настаивает, кричит, требует производить танки! Немедленно! Вот
сейчас! Десять тысяч! Двадцать! Пятьдесят! Сто тысяч!
Но полководец не учел самую малость: производить было
нечего.
3
Много пирогов надо печь прямо перед приходом гостей. Если мы
напечем пироги за месяц до их прихода, то они слегка
зачерствеют. Так и с оружием: если мы произведем его много, а
войны не будет, то оно устареет. Применять устаревшее оружие на
войне - это вроде как угощать гостей окаменевшими пирогами.
Хорошая хозяйка печет пирогов ровно столько, сколько нужно
семье, и имеет все необходимое для того, чтобы их напечь много,
когда потребуется. Именно так поступают умные правители с
производством оружия. В мирное