Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Очищение
------ Страница 99 ------

Очищение - Страница 99

не

мог сообразить, что это жилье солдата, что британский офицер

так не живет. У офицера - дом. Всегда двухэтажный. С садом, с

гаражом на две-три машины. Иногда - с бассейном. Второй этаж -

спальный, первый - жилой.

Я бы мог рассказать, как живет британский солдат, сколько

получает, как его кормят, как одевают... Но речь не о

Британской армии, а о Тухачевском, который о людях заботился и

со счетов их не сбрасывал...

9

Есть два подхода к строительству вооруженных сил.

Первый - иметь небольшую профессиональную армию, обеспечить

ее всем необходимым, освободить ее от всех побочных забот и

заставить заниматься только тем, чем она должна заниматься -

обороной страны.

А есть второй подход - бить врага не умением, а числом.

Иметь гигантскую армию. Все средства государства отдать на

строительство танков, самолетов, подводных лодок. И настроить

танков так много, что водить их будет разорительно для страны.

И мы не будем их водить. Пусть стоят. А танкистов будем учить

"пеше помашинному". И столько кораблей настроим, столько

самолетов, что будет дешевле их не использовать. Потому корабли

будут стоять в базах, самолеты - на аэродромах. А армию, чтоб

не скучала, бросим на строительство БАМа, на целину, на

картошку, на уборку улиц. И ради экономии не будем обеспечивать

офицеров квартирами, пусть на деревьях живут, пусть солдаты

воруют кирпич, цемент, доски, бревна и прочее и пусть сами для

себя возводят жилье. И пусть подрабатывают войска на стороне, а

за это пусть получают на заводах и на стройках гвозди, краску,

стекло и все прочее...

Первый подход - готовить летчиков индивидуально. Дать

летчику-истребителю еще в училище 200 часов летной практики. И

на войне не спешить выпускать его в бой. Пусть летает над полем

боя. но в схватки не ввязывается, пусть присмотрится к

обстановке. Пусть пообвыкнет.

Второй подход - штамповать самолеты десятками тысяч. И

летчиков тоже. Дать летчику пару часов. И в бой его. А

производство самолетов наращивать. И производство летчиков,

сокращая расходы на их подготовку.

Первый подход - в США, в Британии, во Франции экипаж

подводной лодки, которая вернулась с боевого дежурства, имеет

две задачи: восстановить свои силы, то есть отдохнуть,

разгрузиться (или нагрузиться), а отдохнув, заниматься

совершенствованием своего мастерства и готовиться к следующему

выходу в море.

Второй подход - из-за того, что флот столь огромен, а на

обслуживающих подразделениях экономим, экипаж, вернувшись на

базу, будет чистить снег, пойдет в наряд на кухню, в патруль, в

караулы, на разгрузку вагонов, на уголь, на картошку, на

капусту...

Тухачевский был самым ярым сторонником выпуска танков,

танков и танков... Он не думал, сколько надо отдать земли на

строительство танкодромов и полигонов для такого количества

танков, сколько надо будет построить ремонтных мастерских,

казарм, клубов, квартир, складов и прочего, и прочего, и

прочего. Он не думал, сколько на это потребуется рабочих... Ибо

знал: рабочие не потребуются. Подразумевалось, что командиры

украдут все необходимое и силами солдатиков все, что нужно,

возведут...

Некоторые считают, что сила армии - в численности.

Тухачевский был из той самой породы стратегов - воевать

числом. Но и с числами, как мы видим, у него были определенные

трудности.

Он так и не понял значения цифр. Он так и не научился с ними

работать.

Тухачевский был не способен провести самый простой расчет

последствий своих действий и предложений.

Приходится удивляться терпению Сталина: как можно было

держать такого стратега на столь высоких государственных

постах?

Не в том беда, что самолеты у нас плохие