Котов, как только
передал ему оперплан, уехал к новому месту службы - на Украину.
О передаче оперплана устно и письменно доложили начальнику
штаба, а затем командующему. Апанасенко сразу же пожелал лично
ознакомиться с оперпланом. Начали с плана прикрытия. Докладывал
я, т.к. был ответствен за эту часть оперплана. Казаковцев стоял
рядом. По мере доклада Апанасенко бросал отдельные реплики,
высказывал суждения. Когда я начал докладывать о расположении
фронтовых резервов, Апанасенко сказал:
- Правильно! Отсюда удобнее всего маневрировать. Создастся
угроза здесь, мы сюда свои резервы, - и он повел рукой на юг. -
А создастся здесь, сманеврируем сюда, - двинул рукой на запад.
Казаковцев, который молчал, когда рука Апанасенко двигалась
на юг, теперь спокойно, как о чем-то незначительном, бросил:
- Сманеврируем, если японцы позволят.
- Как это? - насторожился Апанасенко.
- А так. На этой железной дороге 52 малых туннеля и больших
моста. Стоит хоть один взорвать, и никуда мы ничего не повезем.
- Перейдем на автотранспорт. По грунту сманеврируем.
- Не выйдет. Нет грунтовки параллельно железной дороге.
У Апанасенко над воротником появилась красная полоска,
которая быстро поползла вверх. С красным лицом, с налитыми
кровью глазами он рявкнул:
- Как же так! Кричали: Дальний Восток - крепость! Дальний
Восток - на замке! А оказывается, сидим здесь, как в мышеловке!
- Он подбежал к телефону, поднял трубку: - Молева ко мне
немедленно!
Через несколько минут вбежал встревоженный начальник
инженеров фронта генерал-лейтенант инженерных войск Молев.
- Молев! Тебе известно, что от Хабаровска до Куйбышевки нет
шоссейной дороги?
- Известно.
- Так что же ты молчишь? Или думаешь, что японцы тебе
построят! Короче, месяц на подготовку, четыре месяца на
строительство. А ты, - Апанасенко повернулся ко мне, - 1
сентября садишься в "газик" и едешь в Куйбышевку-Восточную.
Оттуда мне позвони. Не доедешь, Молев, я не завидую твоей
судьбе. А список тех, кто виновен, что дорога не построена,
имей в кармане. Это твою судьбу не облегчит, но не так скучно
будет там, куда я тебя загоню. Но если ты по-серьезному меня
поймешь, то вот тебе мой совет. Определи всех, кто может
участвовать в строительстве - воинские части и местное
население, - всем им нарежь участки и установи сроки. Что нужно
для стройки, составь заявку. Все дам. И веди строгий контроль.
У меня на столе каждый день должна быть сводка выполнения
плана. И отдельно - список не выполнивших план.
1 сентября 1941 года я приехал на "газике" из Хабаровска в
Куйбышевку-Восточную и позвонил Апанасенко. На спидометре у
меня добавилось 946 километров. Я видел, что сделано, и в
начале и в конце этой дороги поставил бы бюсты Апанасенко.
Любой более образованный человек остановился бы перед
трудностью задачи. Апанасенко же видел только необходимость и
искал пути достижения цели, борясь с трудностями и не
останавливаясь перед ними. В связи с этой дорогой легенда о его
самодурстве пополнилась новыми фактами. За время стройки двух
секретарей райкомов он сдал в солдаты, что впоследствии было
использовано против него как доказательство его диктаторских
замашек.
Когда он принял командование, дорожная сеть, особенно в
Приморье, была уже относительно развита. Но части
дислоцировались не на дорогах. А подъездные пути шоссированы не
были. Потому в распутицу во многие части можно было пробраться
только на лошадях. Апанасенко загонял легковую в самую грязь
подъездных путей, бросал ее там, а на другой уезжал, заявив во
всеуслышание: "К таким разгильдяям я не ездок". Затем вызывал
командира части к себе. Слухи о жестоких взысканиях, о снятии с
должностей и понижении в званиях быстро распространились