по
частям. Все бросили все и занялись строительством подъездных
путей. За какой-нибудь месяц во все городки вели прекрасные
шоссе, а сами городки - улицы, технические парки, хозяйственные
дворы - были загравированы, а кое-где и заасфальтированы. Не
самодурство было все это. До сего времени невозможно было в
распутицу выйти из городков по тревоге. Теперь же - в любое
время года и суток выходи в бой. Вообще же дороги были
слабостью Апанасенко. Сознаюсь, я - генштабист - теоретически
понимал значение дорог, но так их чувствовать, так заботиться о
них, как Апанасенко, не мог. Только Апанасенко привил нам всем,
дальневосточникам, подлинное уважение к дорогам. Время его
командования Дальневосточным фронтом с основанием можно назвать
эпохой дорожного строительства и отличного содержания дорог.
Не таким был и грозным, как казалось, этот командующий. Его
страшные приказы о снятиях, понижении в должности и звании были
известны всем. Но мало кто знал, что ни один из наказанных не
был забыт. Проходило некоторое время, Апанасенко вызывал
наказанного и устанавливал испытательный срок: "Сам буду
смотреть, справишься, все забудем, и в личное дело приказ не
попадет. Не справишься, пеняй на себя!" И я не знаю ни одного
случая, чтобы человек не исправился..."
3
Теперь вернемся к загубленным полководцам.
Первый вопрос: чем занимался 17 лет на Дальнем Востоке
"сильный военачальник", "обладавший аналитическим умом" Маршал
Советского Союза товарищ Блюхер?
Дальний Восток - это наш второй фронт. А могло случиться,
что и первый. И вот оказывается, что если бы боевая тревога на
Дальнем Востоке совпала с дождем, то наши дивизии из военных
городков выйти просто не могли. Тот, кто на Дальнем Востоке не
бывал, тот не знает, что такое бездорожье и грязь. Некоторые
думают, что на Дальнем Востоке дороги такие же, как и в
Европейской части России. Нет, дорогие товарищи, там хуже. У
нас, в Приморье, - сопки, а между ними болота. А на вершинах
сопок - тоже болота. А там, где не болото, там тайга. Дождь
начинается в мае, кончается в сентябре. Дороги - тяжелый,
крутой, вязкий кисель или озера с кисельными берегами. В конце
лета - дикие наводнения.
И вот сидел на Дальнем Востоке "сильный военачальник с
аналитическим умом" Маршал Советского Союза товарищ Блюхер.
Сидел там со времен Гражданской войны. Сидел почти двадцать
лет. И ни черта не делал. Не приведи Господи воевать. У него ни
одна дивизия из-за грязи из своего городка выйти бы не смогла.
А если бы и вышла, то помочь ей было бы невозможно. Стоило
японцам взорвать любой мост на Великой сибирской магистрали,
завалить любой туннель, и наши командиры не могли бы
перебросить пополнения к месту боев, не могли подбросить
снарядов. Мало того, взорвут японцы один мост или туннель, и
снабжение из центра станет невозможным, и будет нарушено не
только обеспечение всем необходимым всего Дальневосточного
фронта и Тихоокеанского флота, но и прервется связь центральных
районов страны с Северным Сахалином и с Колымским краем,
нарушится производственная кооперация с военной промышленностью
Дальнего Востока, в том числе с Комсомольском, где находились
самый мощный в мире авиационный завод и один из крупнейших
судостроительных заводов.
Сидел у высоких берегов Амура сильный полководец с
аналитическим умом маршал Блюхер и сообразить не мог, что весь
Дальний Восток - мышеловка, что японцам захлопнуть эту
мышеловку можно было парой диверсантов и десятком килограммов
динамита.
А в своем штабе аналитик Блюхер держал таких стратегов,
которые всего этого просто не видели и своему командиру не
подсказали.
О чем же думал великий стратегический аналитик товарищ
Блюхер почти 20